Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого.

9 ноября 2014 г.

«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.  Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус».

(Евангелие от Луки 8:26-39)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали евангельский отрывок об исцелении бесноватого, жившего в Гадаринской местности. Этот бесноватый – один из ярких примеров людей, описываемых в Евангелии, которые находились в самом крайнем, несчастном положении. Бес, овладевший душой гадаринского бесноватого, мучил, терзал и истязал этого несчастного так, что он находился в рабском положении, и делал всё, что приказывал ему бес.

Из многопоучительного отрывка о его исцелении, наверно, каждого из нас более всего трогает и умиляет отношение к произошедшему исцелившегося после того, как бес оставил его и вошёл в стадо свиное. Мы видим, что апостолы вернулись ко Христу и увидели этого несчастного – он сидел у ног Спасителя. И потом, как говорится в Евангелии, он просит Христа: «Позволь мне с Тобой быть». Тот человек, который некоторое время назад совершенно не знал Бога, был далёк от Него и, вероятно, по своим несчётным грехам стал игрушкой легиона, то есть тысячи, бесов, этот человек, находившийся ещё при жизни в самой глубине ада, вдруг меняется коренным образом. В его душе что-то происходит, и он хочет быть рядом со Христом, оставив всю прошлую жизнь, хочет забыть о всех своих грехах. Он видит что Христос — Господь его исцеливший, может дать ему нечто большее, чем просто избавить от физических мучений. Он захотел быть с Ним, чтобы напитать душу той неизреченной, бесконечной радостью и счастьем, которые возможно принять только от Бога и которые никогда не проходят, в отличие от мирских удовольствий, оставляющих после себя лишь горькое похмелье.

Он хочет остаться со Христом, но эта перемена случилась с ним после тяжкого, кризисного момента в жизни, когда он находился уже на грани, над пропастью отчаяния. Мы сами свидетели, что именно в такие моменты, когда нас постигает горе или тяжёлая болезнь, именно когда гром гремит над русским человеком, нам хочется молиться. Но часто бывает, что не каждый относится таким же образом к своей жизни и меняет её также кардинально, как это сделал бесноватый из евангельского чтения. Болезни посещают многих, и страдания приходят ко многим людям, но не все извлекают из этого какой-то духовный урок. Не всем это служит на пользу и иногда, вы тоже свидетели, некоторые люди впадают в отчаяние и ропщут на Бога, отвергая помощь и надежду, которую предлагает им вера в Бога. Самые, быть может, наглядные примеры таких отношений мы можем найти в классической литературе.

Многие, наверно, читали «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, среди которых есть очень поучительная и очень мудрая поэма под названием «Пир во время чумы». Если кто-то не читал, загляните и вдумайтесь в послание, которое русский классик предлагает для нашей души. В его маленькой трагедии (поэме) есть тоже ситуация отчаяния. Весь город находится под властью чумы, и каждый день тысячи людей уносит на кладбище. Казалось бы, есть возможность одуматься, есть шанс спасти свою душу, обратившись к Богу в покаянии, но нет, несколько жителей этого города, находящегося в эпидемии, собираются на пир, чтобы в разгулье, в винопитии, в объядении провести, как им кажется, последние дни их жизни. Ещё некоторыми древними был сказан разгульный девиз: «Ешь и пей, потому что завтра умрёшь». Эти люди с таким же лозунгом собираются на этот пир, и в их кажущейся весёлости, в их кажущемся оптимизме мы видим спрятанное отчаяние: они боятся, с ужасом ждут, что, может быть, завтра их также постигнет чума, и они будут захвачены смертью. И всё их веселье и удовольствия — это только ширма, за которую они пытаются уйти от неминуемой необходимости подумать: зачем и для чего прошла их жизнь. А. С. Пушкин в конце произведения даёт свет надежды для всех собравшихся на этом пире — к ним приходит священник с призывом к покаянию. Однако все они отвергают эту надежду и в лице председателя пира говорят священнику: «Иди с миром отсюда». Но добавляет он потом сидящим: «Проклят каждый, кто пойдёт за тобой!»

В их безвыходном положении появилась эта спасительная ниточка. Можно было спастись, но человек по гордыне своей отвергает от себя руку Божию, протянутую к нему. Но в другом, тоже известном произведении нашей классической литературы, в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы видим иной пример. Все мы помним, кто читал это произведение, очень богатый и красивый образ священника старца Зосимы. Он, вспоминая свою жизнь, рассказывает о старшем брате Маркеле, и говорит, что когда-то этот человеком был нечестивым, презирал храм и Церковь, с небрежением и с презрением относился к верующим людям, задувал лампадки, плевал на них и относился к Богу с высокомерием человека всё узнавшего и познавшего — образованного, но неверующего. В его жизни тоже произошла эта кризисная ситуация. Он заболел так, что врачи давали ему несколько месяцев жизни. И он, находясь на одре болезни, лежа и не имея никакой надежды, вдруг изменился: он послал ко всем своим друзьям, знакомым просьбы о прощении всех его вольных или невольных обид, которые он когда-то им нанес. Вдруг его душа исполнилась какого-то света, он понял, что каждый день его жизни может стать последним. Он захотел провести этот последний, может быть, день своей жизни так, чтобы хотя бы попытаться исправить всё, что он наделал. От этого его душа наполнилась какой-то надеждой и смыслом, он поблагодарил Бога и сказал Ему, что «даже, если мой день – последний, я благодарен Тебе за него». Он выздоровел душой, встав с одра болезни уже другим человеком — победившим смерть.

Казалось бы, он смирился с неизбежностью смерти, но этим победил её. Тогда как председатель пира пушкинской трагедии, который с бравадой и с напускной гордостью боролся со смертью, отрицая её, как будто бы её нет, проиграл ей. В конечном итоге в трагичной поэме А. С. Пушкина и сам председатель пира, и последовавшие его примеру бесславно и мучительно умерли.

В этом для нас урок: как мы относимся к неизбежности нашей смерти. Святые отцы говорили: «Помни, помни о том, что ты умрёшь. Помни свой час смерти, и тогда никогда не согрешишь». Если бы мы, когда обижаем своих близких, когда раздражаемся, гневаемся или несправедливо обижаем их, подумали о том, что каждый день нашей жизни может стать последним, мы бы никогда не сказали гневного или несправедливого, или колющего слова в отношении самых родных и дорогих людей.

Человек так сотворён, что для него невозможно принять смерть. Человек отрицает это, потому что смерть на самом деле неестественное для нас состояние, мы созданы для того, чтобы жить, но жить в Боге.

Так пусть же Господь даст нам силы и веру принять всё, что случается в нашей жизни, даже самое трагическое. И тогда мы этим смирением и верой победим даже смерть. Аминь.

В наших житейских проблемах мы часто жалуемся на окружающих нас людей: они нас часто не понимают, обижают, раздражают своим поведением. Из-за этого мы волей или неволей впадаем в грех лицемерия: в храме мы одни, настраиваем сердце на самое лучшее, хотим устремиться к высокому, а в обыденной жизни ведем себя не по-христиански, а иногда нарушаем и простые человеческие нормы общения.

 

Что же делать? Давайте поучимся у апостола Павла. В его посланиях во множестве рассыпаны, как драгоценные жемчужины, ценные советы о  том, как подобает вести себя христианину по отношению к ближнему.

Рим. 12:10: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте»

Все мы братья, рожденные от одной утробы, от купели крещения, следовательно, этим самым обязаны уже любить друг друга с нежностью. Как же сохранить эту любовь? Ведь часто бывает, что в душе мы готовы любить человека, но как только он себя поведет не приятным нам образом (не так взглянет, не то скажет и т.д.), так тотчас же от нашей любви и след простыл. Предусматривая это, мудрый апостол Павел из своего жизненного опыта советует: предварять, предупреждать друг друга в почтении. Предупреждать в почтительности – это когда ты имеешь все права и основания, согласно собственного положения, ожидать почтения, уважения к себе со стороны другого, но опережаешь его в выражении почтительности, искренней учтивости, уважения со своей стороны. Делаешь это первым. И тогда твое сердце согревается теплом внимательности, заботы, ты раскрываешь для себя душу этого человека, вкладываешь в него частичку своего сердца. И тогда никакие искушения не страшны. Тогда ты видишь за внешними неблаговидными, может быть, поступками или словами живую душу. И что надо для этого? Всего-то навсего подойти первым, первым поинтересоваться как жизнь, первым предложить помощь, первым подарить что-то. Кто выигрывает от этого? Человек, к которому Вы первым подошли? Нет, Вы сами получаете от Бога неизмеримо большую награду: сердечное тепло и жизнь нашего сердца. По большому счету, мы – там, куда мы вложили свое сердце. Если не вложили никуда и ни в кого, нас нет.

В следующем стихе апостол Павел возводит нас на новую высоту человеческих отношений: 12,11: «в усердии не ослабевайте».

Часто наше добросердечное отношение к человеку проверяется временем. Мы можем подойти к человеку, очень душевно с ним поговорить, но проходит несколько дней и мы о нем забываем, как будто никогда не общались. Мы порхаем, как бабочки, к другому человеку, с которым нам приятно и нарушаем основание любых человеческих отношений – постоянство и верность. Именно поэтому апостол Павел напоминает, что нельзя ослабевать в усердии любви. Если Вы кого-то приручили, Вы в ответе за него. И если мы сегодня за Божественной Литургией причащаемся из единой Чаши и общаемся самым тесным образом, становимся на духовном уровне максимально близкими друг другу, то, следовательно, мы тоже не должны бросать тех своих братьев и сестер, с которыми нас соединил Сам Господь. Если мы верим в одного Бога и ходим в один храм, это накладывает на нас большую ответственность друг за друга. Почему бы не прийти друг другу в гости вне храма, первым предложить помощь? Хотя бы просто позвонить, сказать доброе слово, порадовать чем-то человека будет уже большим шагом с нашей стороны. Первым попросить прощения, если почувствовал обиду в своем сердце, ничего не таить, быть откровенным и честным со своим братом и сестрой – вот каким хотел бы видеть христианина апостол Павел. Этого ждет от нас Господь, потому что знает: только на пути самопожертвенной любви мы можем обрести для себя истинное счастье.

Аминь.

Проповедь произнесена иереем Дионисием Мелентьевым в приходе святителя Николая д. Губино 16 августа 2014 г.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на праздник Казанской иконы Божией Матери

4 ноября 2014 г.

 Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы все собрались в храме, чтобы прославить Пресвятую Госпожу Богородицу, Божию Матерь, Которая через Свой чудотворный Казанский образ явила нашей стране и всем людям многочисленные чудеса. Чем же мы, пришедшие сегодня в храм, можем прославить, возвеличить и восхвалить Пресвятую Госпожу Богородицу?

Наверное, больше всего Ей угодно будет от нас, если мы, взирая на образ Ее жизни, на образ Ее молитвы и благочестия, постараемся и нашу жизнь хоть в какой-то мере сделать подобной Ее образу жизни. Все мы помним из Святого Евангелия, насколько труден, многоопасен и тяжел был жизненный путь Пресвятой Богородицы. С самого начала Ее служения Богу, когда Она стала таинницей, то есть вместила в себя тайну божественного воплощения, этот путь для Нее стал почти крестным.

У Нее была своя Голгофа. Конечно, не та, которая была у Христа, но все же вся Ее жизнь была постоянным восхождением по этому крестному пути.

С того самого момента, когда Она зачала во чреве от Духа Святаго, Она понесла на Себе насмешки, презрение и подозрения окружающих людей. Но Она восприняла это со смирением и кротостью, зная, что Господь в Свое время покажет и сделает явным Ее небеззаконное, но сверхъестественное зачатие от Духа Святаго. И за этот жизненный крест, за предвозвещенное Ей архангелом служение Она не требовала никакой награды от Бога, не думала об этом. Она жила надеждой, что хоть как-то послужит Богу, тем способом, который Он избрал.

Когда Господь родился в Вифлееме, Пресвятой Богородице как женщине, как матери пришлось пережить и преодолеть много различных трудностей, знакомых каждой матери: и физических, и душевных. Божией Матери пришлось пережить злоключения, гонения и длинное путешествие, но Она все это приняла со смирением, кротостью и с благодарностью Богу, ничего от Него не требуя.

Когда Господь начал возрастать, Она не стала предъявлять Ему каких-то материнских прав и, когда поняла, что через Него говорит какая-то высшая мудрость, даже тогда, когда Он был еще отроком, не стала прекословить, перечить, но, как говорит Писание, «слагала все слова в сердце Своем».

И все время мы видим Божию Матерь кротко и смиренно стоящей возле Своего Сына, внимающей Ему, слушающей Его, и, самое главное, находящейся в послушании Ему. Помним и эпизод в Кане Галилейской, когда Она сказала слугам: «Делайте то, что Он вам велит». Она сказала так, потому что знала, что все, что Ее Сын скажет, будет ко благу людей – Она доверяла Ему, прозревая и догадываясь, что перед Ней не только Ее Сын, но и Бог Ее. При этом, опять же, не пользуясь Своим положением матери, самой близкой, самой родной, самой знающей своего Сына. Для Себя Она не просила ничего, для людей – да, но для Себя ничего… И в этом образе жизни, который стал подготовкой к самому трудному, по-настоящему крестному испытанию, когда Она стояла у креста и видела Своего Сына умирающим, Она ни разу не сказала: «Почему такая несправедливость? Почему все вокруг обрушивается на Меня со всей тяжестью и трудностями? Почему? За что?» Но слово ропота никогда не исходило из Ее уст.

А в нашей жизни? Как часто в нашей жизни случаются испытания гораздо более легкие, чем были в жизни Пресвятой Богородицы. И что же мы? Обрушиваемся на Бога со словами недовольства, огорчения и раздражения: «За что? Почему такое с нами случается?» Мы виним всех и все, смотрим не на себя, а на окружающих людей, требуя от них и от Бога, чтобы они сделали все по правде, по честности, по справедливости. А к себе это требование не обращаем. И получается, хотя мы ищем правды и хотим, чтобы все вокруг: в нашей семье, в нашем городе, в нашем государстве было по правде, но если так не получается, мы недовольно ворчим и ропщем. Хотя мы, казалось бы, стремимся к хорошему, результаты от нашего ропота и недовольства самые плачевные. Близкие и родные от нашего недовольства не становятся лучше, ответственнее, терпеливее, а только замыкаются в обиде на нас. Коллеги по работе, которым мы также предъявляем очень высокие требования, тоже от этого не начинают работать лучше. Вместо этого они перестают слышать нас — тоже замыкаются в глухой обиде. Начальники, на которых мы жалуемся и обижаемся, тоже милосерднее и человеколюбивее от этого не становятся. Мы должны понять, что и правда, и справедливость, и честность, и истина находятся в нас самих и зависят только от нас. Если мы приложим труд, тогда вокруг нас та чистота, та честность, то добро и та правда, которую мы в своей душе вырастим, распространятся вокруг и согреют души и сердца людей вокруг нас. Так же, как это случилось благодаря жизненному подвигу Пресвятой Богородицы. Она не искала правды вне Себя, а искала правды, живя по правде. Так Господь судил, что все невзгоды, и все несчастья, и все несправедливости, обрушившиеся на Нее, Она пережила, преодолела и стала выше их. И, благодаря этому приблизилась к Богу настолько, что Господь Сам нисшел и взял Ее душу к Себе на Небо.

Пусть же Пресвятая Госпожа Богородица, Дева Мария, поможет нам в нашей жизни Своими молитвами, Своей милостью и Своим ходатайством. Аминь.