Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Слово настоятеля Воскресенской церкви.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Когда человек многие годы ходит в храм, молится и чувствует себя в храме уже своим человеком, возникают двоякого рода трудности: с одной стороны, у некоторых людей, когда они приходят к священнику в стремлении исповедоваться, возникает трудность от того, что они не чувствуют и не осознают свои грехи.

Казалось бы, они живут как все люди, и ничего страшного, ничего постыдного, ничего греховного как будто в жизни их нет. Сердце такого человека обычно смущается от того, что не ощущает он, в чем ему нужно исповедаться. И тогда он пытается выжать из себя что-то похожее на исповедь, но от этого его покаяние получается фальшивым, лицемерным. Сам человек это осознает, от этого страдает и мучается.

Другая крайность, которая также людей искушает– когда человек наоборот очень ярко, очень остро ощущает свой грех, который тяжестью и бременем лежит на его душе, и который он очень и очень стыдится исповедовать. Когда такой человек приходит на исповедь, ему очень тяжело признаться Богу, до конца открыть свою душу. И тогда искушение возникает в душе и такого человека. Различные уловки предлагает ему лукавый: как бы скрыть или как-то обтекаемо, абстрактно рассказать о своем грехе для того, чтобы не сказать Богу все доподлинно. И такой человек также уходит от исповеди не получив то, что он мог бы получить от Бога – то прощение и то облегчение, которое приносит настоящая живая и глубокая исповедь.

И вот для человека, находящегося и в той, и в другой крайности сегодня было прочитано Евангельское чтение, которое может помочь каждому из нас, потому что каждый из нас находился либо в том, либо в другом состоянии. Мы сегодня слышали о случае, который произошел в жизни Спасителя, когда Его пригласил к себе домой фарисей по имени Симон – человек, который в жизни своей, казалось бы, тоже не согрешал и всю жизнь свою посвятил тому, чтобы изучать Закон Божий для того, чтобы жить по заповедям, для того, чтобы ни в чем не прегрешить против воли Божией. И, возможно, в его сердце была некая надежда и некое упование на то, что он-то своими трудами, своими страданиям и молитвами в чем-то заслужил быть близко к Богу, в чем-то заслужил Его милость. Но в таком устроении лукавый и его искусил. Когда Господь пришел к нему домой, Симон в надежде, что близок к Богу, что он-то уже гарантированно может на что-то от Бога претендовать, не оказал ему должное почтение и благоговение.

В этом же доме находилась еще одна женщина. Женщина, о которой все знали, что она, напротив, не соблюдает Закон Божий, и в ее жизни греха, темноты намного больше, чем в жизни всех находящихся там. Но она, в отличие от всех остальных, осознавала свою греховность. Она, в отличие от всех, остальных смиренно и кротко подошла к Богу,ко Христу, и в осознание своей скверны облобызала Его ноги. Она отирала их волосами своей головы. И Господь сказал поучительные слова Симону-фарисею. Он сказал ему, что ты не дал Мне даже воды, чтоб умыть Мои руки, ты не дал Мне целования, а эта женщина весь вечер не перестает лобызать Мои ноги и отирать их волосами своей головы. И Симон, постыженный, услышал от Бога следующие слова: «Кому много прощается, тот много любит, а кому мало оставляется, тот меньше любит».

Мы привыкли к такому критерию, что Богу должен быть близок больше тот человек, который меньше грешит, который старается вести свою жизнь по заповедям. И когда мы приходим на исповедь, мы в этом же стремлении пытаемся как-то пред Богом оправдаться и сказать:«Господи, вот у нас такие-то, такие-то грехи, но они мелкие, мы на самом деле ничего греховного не совершали». Но о таких людях и о таком критерии Господь говорит, что такой человек мало любит. На самом деле в его жизни есть грехи, и каждый из них, даже пускай самый мелкий, отягощает его жизнь также, как самый большой грех.

Человеку страшно находить в этом положении, положении фарисея, потому что он не ощущает свои грехи. И вот это первая крайность человека, который не видит своего греха, а от этого мало любит Бога. И тогда, когда в его жизни наступает испытание его веры, когда что-то случается в его жизни с ним или с его близкими, ему очень и очень трудно приходится, потому что он не понимает и не знает в чем заключается любовь и общение с Богом. От этого такие люди в минуты испытания, случается, отпадают от Бога.

Пример для фарисея Симона и для каждого из нас, кто находится в другой крайности, кто стыдится принести на исповедь свои грехи – это жена-грешница, которая проводила свою жизнь в блудодеянии, в скверне, но она осознала свой грех, она открыла этот грех не только пред Богом, но даже пред всеми людьми, и она не постыдилась признаться в нем, а значит избавилась от него. Над ней уже этот грех не стал властен: ослабились, разорвались те сети, в которые этот грех ее уловлял.

И мы тоже, когда приходим на исповедь и пытаемся что-то скрыть или как-то обойти какой-то грех, в котором нам стыдно признаться, должны помнить о том, что каждый грех, если мы не разорвем окончательно эти сети, не откроем его Богу на сто процентов, он останется довлеть и тяготить нашу душу. Казалось бы, мы стремимся, опять таки, уйти от боли признания, от страха рассказать все на исповеди, мы стремимся уйти от боли, но эта боль увеличивается в нас вместе со грехом.

И наоборот, если человек исповедует этот грех, преодолевает в себе страх и стыд. Тогда узы греха, цепи греха, сковывающие нас ослабевают, и мы понимаем, что человек призван к большему – для того чтобы испытать и почувствовать от Бога радость, а не уныние и скорбь от того, что невозможно избавиться от того или иного греха.

Будем же, братья и сестры, искренни и честны по отношению к Богу каждый день нашей жизни и, что особенно важно для нашей духовной жизни, будем честны и искренни на исповеди. Да поможет нам в этом Господь! Аминь.

 

Фотография Оксаны Луговой.

Картина «Пир в доме Симона Фарисея» Рубенс Питер Пауль.