Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева в Неделю Торжества Православия.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь вспоминает событие, которое произошло очень давно, в 747 году, но которое, тем не менее, имеет важность для каждого из нас. В этом году Церковь торжественно праздновала победу над ересью иконоборчества.

Церковь несколько веков раздирали смуты и многие люди, смущенные непониманием природы иконописного образа, рьяно уничтожали все образы, которым православные христиане поклонялись и перед которыми возносили молитвы. Те немногие из православных христиан, кто остался верным учению Церкви, ссылались и заключались в темницы. Страшные гонения обрушивались на них со стороны властей, со стороны самих императоров, которые приняли иконоборческую сторону.

…И пережив весь ужас этого страшного времени, Церковь выжила. Она отстояла свое право исповедовать истинность вочеловечивания Самого Бога. Икона — это знамя того, что Христос, Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, обладающий равным достоинством с Самим Богом Отцом, истинно, а не призрачно вочеловечился. Это знак того, что Он принял на Себя одинаковую с нами природу, которую мы имеем право изображать на иконах. А, следовательно, мы имеем надежду и основание для того, чтобы верить, что если Господь принял нашу природу, значит, наша болезненная греховность имеет надежду на исцеление и спасение.

И именно об этом говорили остававшиеся верными православному учению люди и святые отцы. Они отстаивали наше право на то, что в Церкви мы можем получить не призрачное, не символическое, а истинное спасение и истинное исцеление Самим Христом.

Когда ересь иконоборчества была пережита, преодолена, тогда Церковь решила утвердить на все времена истину своего учения. Был совершен торжественный крестный ход, на который были вынесены все те священные образы и реликвии, которые сохранились после бури гонений. На этот крестный ход вышли исповедники, которые ценой страданий и потерянного здоровья, потому что некоторые из них были специально изуродованы, сохранили истинную веру. Они вышли, чтобы доказать показать всему миру, что истина Христова сохраняется не нашими усилиями — она выживает в этом несправедливом и злобном мире только по благодати Божией, и что Христос хранит Церковь, как и обещал ее хранить, до скончания века.

Сколько жизней, сколько страданий и мук наших предков было положено на то, чтобы сохранить в чистоте учение Христово! И наш долг также сохранять в чистоте и непоколебимости то учение, которое передал когда-то Христос своим апостолам, а те, в свою очередь, своим ученикам. Наш долг ценить православную веру. Эта передача от поколения к поколению должна сохраняться без ущерба, потому что любая ересь, любое измышление человеческое способно ущемить истину Христову. А, значит, мы уже не получаем возможности спасения и исцеления нашей природы.

В этом духовный смысл сегодняшнего праздника – Торжества Православия: ценим ли мы православную веру, в которой крещены? Достаточно ли мы уделяем внимания и усердия для того, чтобы изучать сокровище, которое такими страданиями было для нас сохранено и нам передано?

Это наше усердие может начинаться с самого малого. Священники призваны к тому, чтобы, всем сердцем совершать службу, вкладывая в каждое слово душу и пытаясь донести до каждого члена Церкви смысл тех молитв и песнопений, которые Церковь передала нам. Для хора этот долг выражается в том, чтобы каждое слово молитвы произнести четко, ответственно, чтобы ничто не осталось потерянным из духовного богатства, которое святые отцы вложили в красоту православного богослужения.

А для каждого из нас долг – не просто отстоять службу, а попытаться сделать все возможное для того, чтобы вобрать каждое слово, каждую мысль, заложенную в словах молитвы. Чтобы ничто не осталось потерянным нами. Ведь все богатство православного учения, заложенное как в иконах, так и в песнопениях, и в молитвах — это послание каждому из нас от многих поколений людей, которые жизнь и смысл своей жизни полагали во Христе. Они страдали и проливали кровь ради того, чтобы мы, стоящие сегодня в храме, имели возможность получить в незамутненном, неискаженном и не в ущемленном виде доступ к той истине, которую передал нам когда-то сам Бог в Своем пришествии. Поэтому долг каждого из нас стараться вникнуть и вслушаться в слова богослужения. А если это не получается в силу немощи нашей природы или непривычки, то мы должны стараться просить в молитве Бога, чтобы Он дал нам силы и разум ценить хотя бы те крупицы, которые доходят до нас.

Существует множество книг, брошюр, в которых изложены слова православного богослужения, молитв, и мы можем, читая их, лучше понять смысл и строй православного богослужения. Тогда мы будем не гостями в храме Божием, а будем своими. И Бог для нас станет ближе, потому что мы станем частью церковного опыта, эстафеты, которая передается из поколения в поколение. Мы сможем нашим подрастающим детям объяснить внятно и толково, что происходит во время богослужения, о чем читаются молитвы, о чем мы должны в храме молиться. Мы будем тогда беречь и сохранять красоту православного богослужения, как некие жемчужины, как самое дорогое и ценное.

А начинается все с самого малого: с каким старанием и ответственностью мы налагаем на себя крестное знамение. Потому что мы делаем это не всегда пониманием, насколько важен крест в нашей жизни. Прежде всего, крест — это святыня. И когда мы полагаем на себя крестное знамение, то изображаем на себе икону, образ Креста. А как мы должны относиться к иконе Креста? С точно таким же благоговением и почтением, с которым мы прикладываемся и целуем любую икону. Если мы изображаем на себе крестное знамение, мы должны это делать неспешно, благоговейно, старательно для того, чтобы крестное знамение, совершаемое во имя Отца и Сына и Святого Духа, было для нас спасительным и помогающим в молитве.

С этого простого и элементарного начинается наше дальнейшее возрастание в богопочитании. То, как мы читаем молитвы дома, с каким усердием и старанием относимся к церковным правилам и к иконам в храме, во всем этом проверяется наша вера. Если мы действительно считаем себя православными христианами, то будем, как наши предки, так же твердо сохранять наследие, накопленное Церковью, и пытаться постичь смысл того, что происходит в храме.

Да поможет нам в этом Господь молитвами Своей Пречистой Матери и всех святых!

Аминь.

Фото Оксаны Луговой