Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Слово настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева после Великого акафиста Божией Матери.

11 января 2015 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались здесь, чтобы в очередной раз вслушаться в слова Великого акафиста Божией Матери и помолиться Ей, испросив Ее помощи, Ее молитв, Ее заступления в разрешении наших проблем и исцелении наших недугов, прежде всего недугов душевных.

Через весь Акафист сквозной нитью проходит послание о том, насколько важно каждому человеку хранить в чистоте и целомудрии свою душу. Хранить так, как сохранила когда-то Пресвятая Богородица, оставшись самой чистой из всех людей, самой незапятнанной и достойной принять в Свое чрево Зиждителя и Творца мира Христа.

В пятом икосе, разбираемом сегодня, эта мысль звучит впервые. Дальше в акафисте она будет звучать сильнее и раскрываться все шире. В этом икосе соединяются две, казалось бы, несвязанные идеи. Сначала в нем говорится о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Христу, принеся Ему свои дары. В прошлое воскресенье мы говорили о том, что, в конечном итоге, волхвов привело ко Христу не знание звезд, не ученость и не разум, а их сердечная и искренняя вера. И в следующем икосе мы тоже видим мысль о том, что отроцы халдейские, то есть волхвы, мудрецы с Востока, уразумели, что перед ними в образе простого и беспомощного младенца Сам Владыка и Господь. И далее, как будто от их лица, возносятся хвалы Пресвятой Богородице. Но среди этих похвал, среди этих званий Пресвятой Богородице мы встречаем следующие строки: «Радуйся, огня поклонение угасившая: радуйся, пламене страстей изменяющая. Радуйся, верных наставнице целомудрия: радуйся, всех родов веселие».

Казалось бы, почему именно от лица волхвов должны исходить слова, обращенные к Пресвятой Богородице о целомудрии и чистоте, о погашении страстей, о покаянии, об изменении жизни? На первый взгляд несовместимые вещи. Но если задаться вопросом, когда обычно возгорается в нашей душе пламя страстей? Когда оно терзает нас и составляет настоящий огонь, который трудно погасить и уберечь свое целомудрие, хотя бы, может быть, не телесно, а духовно? Когда это обычно происходит?

Это не зависит от возраста, а основывается на следовании ложному пути волхвов, то есть когда мы пытаемся разумом постичь происходящее с нами. Когда превозносимся тем, что что-то знаем, гордимся, что строим свою жизнь по нашему ведению, по нашим планам, забывая, что настоящим хозяином, господином и владыкой нашей жизни являемся не мы, а Господь. Забывая о Боге, мы ступаем на тонкую и скользкую дорожку, на которой очень легко поскользнуться и упасть.

Руководствуясь только своим разумом, мы склонны превозноситься в своем знании. Мы пытаемся объяснять, анализировать свои поступки и других людей, осуждая их за немощи и недостатки. Очень трудно бывает человеку, обладающему широтой познаний и принимающему без разбора всевозможные учения, религии, сохранить чистоту и цельность своей души.

Эту мысль Великого акафиста о том, что наши ум, душа и тело очень тесно связаны, нам надо принять как правило жизни. Если мы хотим сохранить в чистоте свое тело и свою душу, мы должны прежде всего сохранять свой ум, ставя фильтры на то, что мы смотрим, на то, что мы читаем, на то, что мы слышим. Потому что, если питать свой ум всякого рода пищей: как грязной, так и чистой, как порочной, так и целомудренной, рано или поздно отрава, проникшая в наше сознание, отравит душу. А если душа будет отравлена, то, когда возникнут искушения, мы не устоим и падем телесно.

Дай Бог, чтобы молитвами Пресвятой Богородицы мы могли хранить наш ум, наши чувства, наше зрение, наши уши и наш язык от осквернения. Тогда душа и тело останутся чистыми. И тогда, как сказано в Великом акафисте Пресвятой Богородице, мы испытаем не фальшивую, а настоящую радость и веселие.