Из слова архимандрита Иосифа (Еременко) перед панихидой в день памяти митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова) в Благовещенском кафедральном соборе г. Павлодара 4 сентября 2004 г.

4 сентября 1975 года закончил свой земной многоскорбный путь святитель земли Казахстанской митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф, святитель-исповедник, святитель-мученик.

Жизненный путь его не всегда был усыпан розами.

В конце своей жизни однажды, обращаясь к прошлому, владыка митрополит подсчитал, что двадцать лет свой жизни он провел в лагерях и тюрьмах. Он сидел в немецко-фашистских тюрьмах, потому что был советским гражданином. В советский концлагерь он попал только потому, что был христианином.

Глядя на его фотографии, на этот портрет, который перед нами, трудно сказать, что перед нами «з/к» с двадцатилетним стажем. Мы знаем, что тюрьма отнюдь не красит человека. Тюрьма только усугубляет духовно-нравственное состояние неверующих людей. Это накладывает специфический отпечаток на их образ мыслей, на внешний вид, на поведение.

Совсем не так бывает, когда человек страдает невинно, только потому, что он верующий. С этого портрета на нас смотрит человек отнюдь не поломанный жизнью, не озлобленный. На нас смотрит старец с благообразным, благодатным лицом, добрый и милосердный. Этой доброте и милосердию его научили лагеря, научили страдания. Для владыки Иосифа, равно как и для многих сотен тысяч верующих, пребывание за колючей проволокой стало благодатной духовной школой, где они учились смирению, милосердию, состраданию. Пройдя все круги советского ГУЛАГовского ада, владыка митрополит научился любить людей. Он говорил: «Если б люди знали, как они прекрасны…» Он мог посмотреть на человека и сказать: «А глаза-то у Вас светлые-светлые…»

Многие ли из нас, внешне нормальных, благополучных, никогда не бывших за решеткой, могут искренне сказать такие слова своим родным, сотрудникам, своей соседке?..

«Если б люди знали, как они прекрасны…» – это митрополит Иосиф сказал обо всех людях: не только о тех, кто являл пример веры, доброты и благочестия, кто его уважал, любил, почитал, поддерживал в скорбных жизненных ситуациях, но и о гестаповских тюремщиках; и о энкавэдэшниках-надсмотрщиках; и о тех злобных старухах, которые, чтобы не пустить его в Никольский собор Алма-Аты на богослужение, ложились под колеса его автомобиля; и об уполномоченном и иже с ним, которые досаждали ему до конца его жизни издевательствами, укусами, унижениями.

Митрополит Иосиф говорил, что все люди прекрасны, не потому, что он был глупцом, не понимал, что происходит вокруг, не потому, что видел все в розовом цвете. Он говорил так, потому что, пройдя все страдания с молитвой и доверием к Богу, действительно стал храмом Божиим, и Дух Божий обитал в нем (см.: 1 Кор. 3: 16), давал способность правильно видеть окружающий мир и прекрасно понимать людей. Он видел в людях не только высокие христианские достоинства, но и злобу, лукавство, подлость, предательство. Он умел видеть красоту творения Божия, которую не может затмить все зло мира, и обнимал людей своим милующим сердцем, потому что был носителем Божественной любви.

В ком господствует грех полностью, безраздельно, те люди духовно ослеплены и не способны отличить добро от зла, не способны видеть в ближнем своем ничего хорошего. Они всегда подозревают в другом то, чем страдает их душа, и не способны они понять, что можно быть честным, что можно быть милосердным, бескорыстным, что можно творить добрые дела. Святые отцы говорят, что «больна душа, если у нее дурные мысли». Изуродованный грехом человек способен только подозревать в других то, чем страдает сам. И поэтому, когда человек начинает осуждать, клеветать, сплетничать о ком-то, злословить кого-то из своих ближних, он свидетельствует тем самым против самого себя. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45). В народе говорят: «Не суди по себе».

Страдания же за Христа, страдания, если к ним правильно относиться, очищают человека от той греховной скверны, которая духовно ослепляет. Страдания делают человека чище и лучше, просветляют ум, смягчают черствое и злое сердце, научают человека милосердию и состраданию. Греховная короста страданиями счищается с духовных очей, и человек становится способным видеть образ Божий в ближнем своем.

Сейчас, когда мы будем молиться о упокоении души приснопамятного владыки митрополита Иосифа в день двадцать девятой годовщины со дня его блаженной кончины, когда мы будем молиться за его усопших родителей – Михаила и Евдокию, помолимся и о себе, чтобы Господь и нас помиловал, очистил наши духовные очи, дал нам возможность видеть наши прегрешения и никогда не осуждать наших ближних.