Наталия вот-вот должна была родить, но упросила врача перинатального центра отпустить её к дочери. Настя лежала в роддоме на девятом месяце. Роды прошли благополучно, и, встретив дочь с внучкой, счастливая мать и бабушка вернулась в палату, чтобы через пять дней снова стать мамой. Уже в третий раз.
Сына Матвея Наталия Астраханцева родила в сорок лет. Их с мужем старшей дочери шёл девятнадцатый год, сыну Ярославу – девятый. И пока дочь с семьёй жили с ними, Матвей и Сонечка не расставались.
- Поначалу непривычно было: сын кричит: «Мама!», внучка: «Баба!», - улыбаясь, рассказывает Наталия. – Матвей говорит: «Это моя мама, а не баба». Соня в ответ: «А мне баба!». В автобусе едем – никто понять не может: дети, как двойняшки, но мальчик мамой меня называет, а девочка – бабой.
Так непредсказуемо складывается жизнь, в которой, верит Наталия, всё происходит по воле Божией.
Она поняла это не сразу. Крещёная в младенчестве, пришла в храм в 35 лет. В детстве, как многие, о Боге вспоминала лишь в церковные праздники. Подростком бывала с мамой на Пасху в Троицкой церкви: там освящали куличи и яйца. С всенощной выходила уставшая и радостная, но возвращаться в храм не спешила. В семье на службы никто не ходил. Только бабушка, мамина мама, была верующей, и Наташа запомнила её старинную икону, на которой Бог Отец в образе седого старца возвышался на облаке рядом с Сыном, а над ними парил голубь.
Мама, я встретился с Богом!
В церковь Наталию, тогда уже мать двух детей, позвала подруга. У неё не сложилась семейная жизнь, болел ребёнок, и женщина находила в храме утешение. Вот и Наталию к Богу привела беда: месяца три у неё очень сильно болела грудь. Боли не давали спать, повышалась температура, и ей казалось, что «шишка» в молочной железе наполняется гноем. Женщину направили к маммологу. В ожидании очереди она поехала с подругой в Могочинский Никольский монастырь.
- Там служил отец Матвей ((Черевикин), - авт.), я батюшку знала ещё по Богоявленскому собору, он там когда-то проводил беседы, - рассказывает наша собеседница. - Я ему доверилась. Мы с подругой исповедовались, пособоровались. Мне стало легко, и ночью я первый раз за долгое время
уснула спокойно. А когда вернулась из монастыря, пришла на приём. Врач говорит: «У вас ничего нет». Я удивилась: «Что это могло быть?». Она объяснила моё состояние сбоем в организме. Вот какое чудо Господь сотворил и показал мне, что Он всё может!
Позже Наталия ещё не раз ездила в Могочино «к батюшке Матвею». Постепенно стала понимать, что без веры и Церкви жить невозможно: в одиночку трудно улаживать отношения с мужем, воспитывать детей. По молодости она отвлекалась от проблем, бегая на танцы, встречаясь с подружками. Работала тогда в газовой компании, и внешне всё выглядело неплохо.
- А на душе было тяжко, - признаётся женщина.
Сын Ярослав как-то пожаловался: «Мама, мне снятся драконы. Прилетит, схватит меня и душит!». Сны повторялись. Ночью малыш вскакивал с постели и, сонный, подбегал к компьютеру. Цеплялся за него ручонками так, что родители с силой оттаскивали ребёнка от монитора.
- Нет бы в храм пойти, помолиться, но мне это и в голову не приходило! – сокрушается Наталия.
А ведь вымаливала сына у Господа, правда, в домашней молитве. Просила, чтобы родился с карими, как у мужа, глазами… И была услышана... Уже через много лет, мысленно перебирая в памяти разные моменты биографии, она начинала понимать, Кем всегда была хранима, Кто направлял и оберегал её…
Тогда же серьёзного значения состоянию сына мать не придавала, надеясь: «С возрастом пройдёт». Не проходило. И только когда Ярославу исполнилось четыре года, они с Михаилом решили крестить сына. Таинство совершилось в Никольском монастыре.
У Наталии текут слёзы, когда она вспоминает:
- Он сказал: «Мама, я покрестился, и мне так легко стало! Я встретился с Богом». Сейчас Ярославу тринадцать, и я говорю ему: «Ты, наверное, будешь от веры отходить, как все подростки, когда станешь подрастать?». Он отвечает: «Нет, мама, я знаю, что такое жить без Бога».
Младшего сына и внучку мама-баба Наташа вместе с родителями Сони привезли на Крещение в Воскресенскую церковь. Наталия уже знала, что без Божией помощи детей от зла не защитить.
Мне хочется, чтобы человеку было хорошо
- Господь послал мне этот храм, - убеждена наша героиня. – Не было бы счастья, да несчастье помогло.
На приходе храма, прихожанкой которого она была прежде, с началом пандемии изменилась атмосфера, и вместе с детьми томичка стала посещать службы в Воскресенской церкви. Сыновья подружились со сверстниками и педагогами воскресной школы, а их мама начала помогать пожилым прихожанам и сотрудникам прихода.
- Отец Дионисий создаёт условия для развития детей, молодёжи. Батюшка всё время в движении, и прихожане не сидят на месте – им тоже хочется что-то делать, – говорит Наталия. – И матушка Ксения – как маячок. Есть такие люди, которые светят другим, и за ними хочется идти и светить. Матушка – такой человек. Сейчас отец Дионисий предложил мне создать женский клуб и придумать название. Хочется, чтобы у женщин было место, куда бы они могли прийти и поговорить по душам, где бы чувствовали себя свободными, защищёнными.
Предложение настоятеля пришлось ей по душе. Общительная, деятельная, Наталия рада найти применение не реализованным пока организаторским и педагогическим способностям.
Когда-то учительница советовала ей поступать в педучилище, но Наташа – из многодетной семьи, и ей надо было зарабатывать на жизнь. Она получила рабочую профессию, позже окончила газовый техникум. В 21 год родила первого ребёнка, через 8 лет второго. По специальности так и не работала, посвящая себя семье. В сентябре они с Михаилом, даст Бог, отметят серебряную свадьбу.
- Недавно мужу сказала: «Буду искать себя – чем бы я хотела заниматься и быть полезной людям», - объясняет наша собеседница.
Помогать другим Наталии нравится. У неё есть приходской опыт общения с детьми-сиротами, опыт кормления бездомных. К заботам о них она подключала всю семью, и Астраханцевы угощали детей и взрослых домашней стряпнёй, дарили подарки к праздникам.
- Самое глубокое воцерковление, мне кажется, происходит, когда начинаешь больше общаться с приходом, узнавать прихожан и оказывать им помощь, - размышляет Наталия. – Мне хочется, чтобы человеку было хорошо. Встречаешься с бездомными – и твоё сердце тает. Учишься принимать людей
такими, какие они есть, видеть в них образ Божий и не осуждать. Начинаешь понимать, зачем нужен Бог, вера, и как плохо людям, которые живут без веры. Становишься ближе к Богу, когда помогаешь людям.
Ирина Киселёва