Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

На рабочем столе отца Виталия Коллантая, приспособленном и под кухонный в их маленькой квартирке, лежат ноутбук и стопка книг. Кроме богослужебных, – «Идиот» Достоевского и «Нарымская Голгофа» протоиерея Михаила и Н.П. Фаст. Последняя пригодилась в работе над дипломом. В этом году иерей Виталий оканчивает Томскую духовную семинарию. Учился заочно, продолжая служить в Воскресенском храме. Тема его дипломной работы связана с историей церкви от её освящения в 1803-м и до закрытия в 1936 году.

Тема очень интересная, - замечает батюшка. – До этого она вообще не исследовалась.

Чтобы картина прошлого была полнее, священник ездил в Тобольск, работал в Томском областном архиве и теперь  как никто знает о событиях жизни прихода, духовенстве храма, прихожанах и благотворителях.

- Я хотел писать диплом по церковному праву – близкой мне теме, - поясняет иерей Виталий. - Но отец Дионисий благословил исследовать историю. Пишу то, что, действительно, будет полезно. Это сложно, но интересно.

Правовые темы батюшке близки, ведь по первому образованию он – юрист, более 16 лет  отработал в правоохранительных органах, а, выйдя на пенсию, в 34 года стал священником. Такая неординарная биография. Впрочем, в семинарии он встретил своих коллег по профессии – в прошлом милиционеров, полицейских, офицеров Российской армии, а  теперь священников, которые служат Богу и ближним уже в другом качестве.

Будни – в погонах,
выходные – в стихаре

- Рождён я в Выжгороде, на Украине. У меня есть старший брат и сестра, - рассказывает отец Виталий. – Крещён в 1987-м, мне было два года. Несмотря на то, что отношение к Церкви тогда стало лояльнее, чем раньше, всё проходило в тайне. Когда крестили сестру, рассказывала мама, прибежала женщина из сельсовета и громко кричала, что попа посадят. А на нас: «Зачем вы сюда приехали?!». Но Господь сподобил, и у нас в семье все дети крещёные.

Школу будущий священник окончил уже в Томской области, в Кедровом, куда семья Коллантай переехала в раннем детстве Виталия. И хотя в городе советских нефтяников церкви не было, лет в пятнадцать парнишка признался родителям, что хочет учиться в семинарии. Его не поняли: дед-офицер погиб в Великую Отечественную, отец – военный, старший брат – милиционер… Что за фантазии?

- Родителей надо слушаться, - говорит батюшка. – И я поступил в Омскую академию МВД. Пошёл в милиционеры, потому что хотелось помочь людям в каких-то сложных жизненных ситуациях. Долгое время работал по специальности, разные должности занимал -   начинал с оперуполномоченного и дошёл до заместителя руководителя - начальника полиции в Стрежевом. Но никогда не ставил цель выстраивания милицейской карьеры.

В Стрежевой, о котором отец Виталий сохранил добрые воспоминания, они с женой Нелли (в Крещении Еленой) переехали из Томска, где жили и работали. Муж – в полиции, супруга – специалистом по рекламе.

Будущий священник тогда уже «потихонечку», как любит говорить, начал воцерковляться. В церковь его побудили пойти не тяжёлые жизненные обстоятельства, как часто бывает, а желание поститься. 

- Я решил держать пост, - вспоминает отец Виталий. - А потом подумал: если только поститься буду, праздника не пойму. Надо ходить в храм. Пришёл и стал ходить постоянно, да так и остался.

Это случилось двенадцать лет назад. И хотя при непростой работе в полиции редко выпадало два выходных подряд, он старался бывать на воскресной Литургии и праздничных богослужениях. Ходил в разные томские храмы, а в Воскресенском почувствовал себя дома.

В Стрежевом тоже по возможности не пропускал богослужений в храме свт. Николая Чудотворца, и в 2014 году его благословили пономарить. Алтарничал три года, до возвращения в Томск.

-  Помню первую Пасху в Стрежевом, - смеётся отец Виталий. - Не все мои коллеги тогда знали, что я служу в храме. А полиция оцепляет храм, и вот мы идём крестным ходом, я несу крест... И надо было видеть выражение лиц коллег, когда они увидели меня! Некоторые в таком недоумении были! Не понимали, что происходит. Только, слышал, шушукались за спиной. А потом на работе люди стали потихонечку подходить, спрашивать, как крестить ребенка, какую молитву читать, если кто-то заболел. Позже встречал коллег, когда стал проводить на приходе катехизаторские беседы.

Так началось миссионерское служение, которое сегодня отец Виталий продолжает в Воскресенском храме и на приходе храма Входа Господня в Иерусалим в микрорайоне Северный парк, где служит с 2019 года. Радость ему доставляют и встречи с томскими учителями и школьниками на уроках «Основ православной культуры». Батюшка очень тепло отзывается о детях и легко находит общий язык с подростками, окормляя также воскресную школу.  

А о приходе в Северном парке говорит:

- У нас сложилась приходская семья, очень сплочённая община. Прихожане общаются, помимо службы, помогают друг другу, совместные дела делаем. Было уже несколько Крещений. Потихонечку прихожане прибавляются. В ситуации коронавируса стали больше внимания уделять социальным сетям – и люди начали задавать вопросы, узнавать о храме, приходить. Слава Богу! Это тоже – наша миссия.

Отец Виталий регулярно выкладывает информацию о событиях приходской жизни ВКонтакте и Инстаграме. Пишет новости и делится размышлениями. В мае создал новую рубрику, предложив всем желающим  участвовать в обсуждении книг и фильмов. Первой выбрали «Братьев Карамазовых», а «Идиота», что лежит дома, читали с матушкой. Чтение и просмотр кино стали семейной традицией, которая перетекла в Интернет- общение.

Супруга во всём поддерживает мужа.

- Мы всегда вместе, - замечает батюшка.

В своё время Нелли как должное приняла и его решение стать священником.

- Она была женой офицера, - снимает вопрос отец Виталий.

Пока мы беседуем, матушка заваривает ароматный зелёный чай и снова уходит в комнату к их маленькому звонкоголосому чуду Машеньке.

Машенька, дар Божий

С будущей супругой Виталий учился в одной школе в Кедровом: «Первая любовь…». Поженились они в 2008-м и много лет оставались вдвоём, не переставая надеяться на пополнение семьи. Проходили сложные обследования и прилежно выполняли указания врачей, выслушивая порой противоположные мнения. Одни утверждали, что здоровье молодых людей в порядке и удивлялись, почему проблема не решается. Другие предупреждали, что ждать беременности бессмысленно.

Уповали на милость Божию, и когда знакомый священник посоветовал Виталию, в то время пономарю Воскресенского храма, помолиться в святых местах, они поехали с женой в Годеново Ярославской области к Животворящему Кресту Господню. Выбрали путь, предварительно узнав о чудотворной святыне. В Москве помолились в храмах перед иконами Пресвятой Богородицы, а в Годенове настроились  исповедоваться и причаститься.

- Там были явные ощущения присутствия благодати, - вспоминает батюшка. - Когда  прикладывался ко Кресту, чувствовал, будто к живому человеку прикасаюсь: он тёплый! Потом ещё за молебном помолились. Вернулись,  и через пару месяцев – радостная новость, что будет Маша! Мы даже особенно не переживали:  знали, что Господь в любом случае не оставит. И как Господь управит.

Сейчас Машеньке два года. Она ещё не знает, что стала для родителей поистине Божиим даром. А отец малышки убеждён:

- Каждому даётся  свой крест и время, чтобы человек проверил себя: чего он, действительно, хочет. Мы очень хотели ребёнка.

От начальника до священника

Как непредсказуемо складываются порой судьбы священников! Господь призывает к служению врачей и военных, школьных учителей и преподавателей вузов, учёных и художников…

- Когда Господь касается тебя, может быть, ты даже что-то не осознаёшь… Работал, и у меня иногда возникало желание перемен, но я старался не думать об этом, - размышляет иерей Виталий.

Однако желание не исчезало, и в 2015 году он поступил в ТДС, в июле 2019 был рукоположен во диаконы и вскоре – во священники.

         Помогает ли батюшке опыт его прежней работы в полиции? Пришлось ли ему,  руководителю и организатору, внутренне перестраиваться? Ведь одно дело – управлять людьми, а другое – исповедовать… 

- Руководитель – это, в первую очередь, помощник и наставник, - считает отец Виталий.-  Он - не карающий орган, а, я бы сказал, в основном, поощряющий. Вообще, любой жизненный опыт полезен, если человек делает из него какие-то выводы. Конечно, прежняя работа напоминает о себе периодически. Но, как писал архимандрит Киприан (Керн), после рукоположения у священника уже не жизнь – это житие. Не деятельность, а служение. Мне кажется, спросите любого священника, что он чувствует в момент хиротонии, и он скажет, что состояние, которое было до рукоположения,  уходит в прошлое.

Думая об исповеди, батюшка добавляет:

- Перед таинством покаяния читается молитва. В одной из молитв сказано: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое. Ниже усрамися, не убойся, да не скрыши от Мене, рцы вся елика соделал». То есть Господь принимает исповедь, а я – только свидетель. Могу человека как-то направить, что-то подсказать, но кается он перед Господом. Ты же относишься ко всему как к своему служению.

Иерей Виталий – единственный в Томской области кандидат юридических наук в священном сане. Параллельно с учёбой в семинарии он учился в адъюнктуре в Омске и в 2018 году в своей альма-матер – академии МВД успешно защитил диссертацию.

Эта работа принесла удовлетворение и новые полезные знания.  

- Для чего-то они мне даны, и я их должен применять дальше, - говорит священник.  

Духовным опытом и знаниями он делится с прихожанами Воскресенской церкви и прихода храма в Северном парке, доносит слово Божие через Интернет. 

– Главное – чтобы человек осознавал, зачем он живёт, какие поступки совершает и делает что-то в своей жизни, – продолжает батюшка. – На беседах перед принятием Крещения спрашиваешь родителей: «Для чего мы крестим детей?», – и получаешь интересные ответы. Для себя я их условно поделил на три категории. Первая: «Ну, это традиция такая». Второй ответ: «Чтобы ребёнок не болел». Третий: «Ну, мы же все крещены». И ни один из них не будет верным, потому что крестим мы детей, чтобы они могли наследовать Царство Небесное. Как сказано в Евангелии от Марка, «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк. 16:16).

 

Ирина Киселёва