7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился  архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божиего и Спасителя мира.

 

 

Пресвятая Дева до 14 лет воспитывалась в храме, а затем должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

 

Спустя четыре месяца по обручении,  посланник Бога — архангел Гавриил явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».  Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Матерью Сына Божия.

 

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

 

В славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.

 

Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие «Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью. Воплощение было бы невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой сумела довериться Богу до конца.

 

О важности праздника Благовещения пишет в своих трудах Иоанн Златоуст. Он именует его «первым праздником» и даже «корнем праздников». Празднуя Благовещение, мы празднуем начало новозаветного дня: настало время исполнения святого обещания Господа о «Семени жены, Которое сотрет главу змия», настало избавление - Христос, обетованный Мессия, родится от Девы Марии. Этот день - начало нашего спасения, о чем Святая Церковь непреложно свидетельствует: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою».

 

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Литургии Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах. По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле – поиск Царствия Божия».

 

В этот день предписывается ослабление поста. Допускается вкушение рыбы и елея (масла).

 

*По материалам http://www.pravmir.ru

 

На фото: Мозаика храма Санта-Мария Мадджоре. 1295 год.