Я долго думал с чего начать свой небольшой рассказ. Но сколько бы не искал в разных книгах нужный эпиграф, обозначающий Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, ничего подходящего найти так и не смог. Поэтому попробовал выразить в двух предложениях, какой же он...

На Земле есть много мест разных - в одних красиво, в других - интересно и необычно, в третьих - приятно и комфортно, в четвертых - сложно, но притягательно, в иных кажется, что ты вовсе не в этом мире находишься. Но если попробовать все вышесказанное объединить воедино, то в результате получишь Печоры.

Не буду перегружать текст датами и цифрами, к тому же в настоящее время открыть любой информационный ресурс и найти нужную информацию практически несложно. В связи с этим перейду сразу к описанию и своим впечатлениям.

В Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь я и мой друг Петр Васильевич приехали 4 апреля 2019 года незадолго до Благовещения Пресвятой Богородицы. Климатические условия отличаются от сибирских, и нас встретила мягкая теплая весна с пением разных птиц и активным цветением цветов. От г. Пскова до г. Печоры пятьдесят с небольшим километров. По пути не раз встречаешь древние часовни и небольшие храмы. И в этот момент ты осознаешь, что прикасаешься к истокам русского Православия.

В монастыре нас радушно встретил о. Максим, в чье послушание входит распределение трудников, паломников и гостей обители. Он определил нам место для проживания в корпусе трудников №1 на первом этаже. Как оказалось, кроме нас на первом этаже проживали монахи и приезжие священнослужители. Остальные трудники разместились на втором этаже. На следующий после заезда день, нас благословили помогать по храму (алтарничать).

Нужно отметить, что особенностью монастырских богослужений является их продолжительность и насыщенность молитвословиями. В среднем вечерняя служба по времени длится 5 часов, утренняя 6 часов и более. Но время не чувствуешь вовсе, присутствуя на богослужении в обители. Богомольцев на всех службах было много. И что особенно радовало, что причастников всегда не одна сотня человек.

В монастыре действуют 9 храмов на 11 пределов (храм Успения Пресвятой Богородицы с пределом в честь праздника Покровов, Сретенская церковь, Благовещенская церковь, церковь в честь праведного Лазаря Четверодневного, церковь в честь Николая Чудотворца с пределом в честь преподобного священномученника Корнилия, храм в честь преподобного Симеона Псково-Печерского, храм в честь Архангела Михаила, церковь в честь собора Псково-Печерских святых и пещерная церковь Воскресения Словущего). Богослужения совершаются поочередно в трех (Сретения, Успения Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила). В других богослужения совершаются в дни храмовых праздников или особые даты. Мы сподобились в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы причаститься в Благовещенской церкви. Это первый каменный храм монастыря построенный в XV веке.

В обители подвизаются более 60 человек братии иноков, монахов и монашествующих в священном сане. Братия по уставу живет молитвой и трудом. Утром все вместе помолились, а после трапезы все без исключения идут на послушания, которых в монастыре предостаточно. Любовь и дружба между братией чувствуется и видна невооруженным глазом. Но также братия с любовью относится ко всем приходящим в монастырь. Здесь необходимо сказать, что Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь это единственная обитель в России, которая никогда не закрывалась ни в годы безбожной власти, ни в годы Великой Отечественной войны и поэтому монашеская традиция сохранена, как драгоценное сокровище, как бесценный дар миру. В монастыре есть свои старцы архимандрит Таврион, архимандрит Мефодий и схиархимандрит Никон, вокруг которых зачастую (сам был свидетель) большими толпами роятся паломники и местные жители. Я несколько раз общался со схиархимандритом Никоном по очень важному жизненному вопросу.

В монастыре имеются несколько чудотворных икон (Успения Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Умиление Псково-Печерская», «Одигитрия», «Всецарица»), а также мощи святых Псково-Печерских угодников Божьих (первого старца обители преподобного Марка, преподобного Ионы, преподобного Лазаря прозорливого, преподобной Вассы, преподобного Симеона, и преподобного священномученика Корнилия, к которым ежедневно приходят богомольцы со своими проблемами и вопросами. Количество мощевиков с частями мощей не поддается счету.

Самое первое впечатление, когда проходишь врата обители, что ты прошел через невидимую преграду, защищающую монастырь и всех кто в нем находится. Как мне сказал пожилой монах Кирилл :«В монастыре и стены святые, они помогают. Спасайтесь». А молитва в монастыре живая. Она не просто твоя или чья-то, она общая и звучит огромным хором. А когда ты это осознаешь, то начинаешь ценить тишину и удивляться суетности нашего мира.

Виталий Коллантай