Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Друзья!

Давно вам хотел рассказать об иконе, перед которой в Третьяковской галерее я просто застыл. Не знаю почему. Но слезы так и потекли у меня из глаз - настолько Донская икона втягивает в себя душу молящегося.

А тут помогли учащиеся Богословских курсов, написали в качестве зачёта о ней. ⠀ "Приписывают ее Феофану Греку (ок. 1395). Цвета на ней насыщенные, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Образ исполнен красоты и духовной силы. ⠀

На ее оборотной стороне написано «Успение Пресвятой Богородицы» в особой трактовке. Богородица лежит на ложе, апостолы пришли проститься с Ней, за ложем стоит Христос, держа на руках маленькую фигурку в белых пеленах — это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Перед ложем поставлена горящая свеча, это символ жизни: свеча, сгорая, отдает свет, и символ молитвы, возносимой к Богу, а также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». ⠀

Но подобно горящей свече написана и фигура Христа в золотых одеждах с пламенеющим над Ним ярко-красным серафимом. Свет выстраивает вертикальную ось композиции и вместе с горизонтальным ложем Богоматери образует крест — символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью. ⠀

Необычно трактована на иконе и мандорла — сияние славы вокруг Христа, написана темно-синим цветом. Это находит объяснение в исихастской традиции. ⠀ Отцы-исихасты учили о непознаваемости Бога рациональным умом, и Божественный Свет называли «умонепостигаемым мраком» или, по выражению свт. Григория Паламы, — «сверхсветлой тьмой».

 

Свящ. Дионсий Мелентьев