На второй день после Праздника Рождения Господа нашего Иисуса Христа мы вспоминаем события, которые последовали сразу вслед за рождеством Спасителя. Если на богослужении днем ранее Евангелие повествует о том, как Господь был повит пеленами и положен Своей Матерью в ясли, и это вызывает у нас умиление, радость, то последующее повествование приносит с этой радостью еще и трезвое, даже, может быть, устрашающее напоминание о том, что Господь, Который не забыл человеческий род и пришел его спасти, в этом мире не находит ничего, кроме людской злобы. Конечно, рядом были самые близкие: Его Матерь, старец праведный Иосиф — Ее обручник, были волхвы, которые пришли поклониться Спасителю, были чистые сердцем пастухи, удостоившиеся слышания ангельского гласа. Но это были всего лишь несколько человек! Мир принимает Спасителя злобой, и мы слышим об этом в Евангельском повествовании, потому что первое, что захотел сделать царь Ирод, правивший в стране, где родился Спаситель, это убить Младенца. Для этого он использует все средства: обман, притворство и, когда видит, что не удается его замысел, то посылает в дикой безумной злобе приказ уничтожить в городе Вифлееме и в его окрестностях более 40 тысяч невинных детей.

В первый день нового года, когда мы преодолели ещё одну временную ступень и вступили в новый год от Рождества Христова, мы слышим в храме первые весточки грядущего праздника — рассказ о грядущем событии рождения Господа и Спасителя мира. От этого наши сердца преисполняются благодарности за все милости Божии, которые Он излил на нас в истекшем году: за то, что Он, не взирая на наши грехи, на нашу неверность, за наше подчас забвение о Нём, всё равно милует нас, жалеет, принимает с нашими грехами, с нашими ошибками, с нашими несчастьями, которые мы сами себе навлекаем. Господь нас принимает и все равно любит. И за это мы Ему благодарны.

Для каждого из нас Господь предложил притчу о некоем господине, решившем устроить вечерю, то есть пиршество, трапезу, на которую он пригласил своих дорогих близких. Так же и мы, когда хотим пообщаться с кем-то из наших близких, родственников, друзей, с которыми хотим поддерживать отношения, с кем хотим дружить и быть близкими, приглашаем их к себе домой в гости и накрываем трапезу для того, чтобы через это угощение человек почувствовал нашу любовь, нашу заботу. И поэтому самым важным в этой трапезе была не еда, а отношение человека готового предложить её в качестве подарка, в качестве угощения. И он послал к близким и дорогим ему людям своего раба, вестника, с приглашением.

Как часто мы замечаем в себе или в окружающих нас людях, что то чувство, та вера, та любовь, которые в нас когда-то горели, которые согревали и давали нам смысл и счастье, вдруг начинают ослабевать. Мы помним себя, когда мы начинали приходить в храм, помним, как с горячностью, любовью и усердием участвовали в богослужениях, возносили молитву. Но проходит какое-то время и вдруг это усердие, эта теплая и горячая вера начинают ослабевать.