Дорогие братья и сестры! Среди многих странных, а порой и страшных явлений в нашей стране, которые объясняются упадком веры и нашего духовного здоровья, есть явление, которое получило название «ВИЧ-диссидентство». Оно распространяется среди людей со страшным диагнозом ВИЧ. Неважно, как они заразились, но многие из них поддались на ложные слухи о том, что ВИЧ – вовсе не болезнь, что ВИЧ выдумали для того, чтобы напугать. И люди, поддавшись на эту уловку, отказываются лечиться. Они бегут от неизбежности этого диагноза. И вот один из таких людей вспоминает о том, что он десять лет не лечился и подхватил за это время еще и туберкулез. И во время сбора кедровых шишек, прямо на кедре у него пошла горлом кровь. Он испугался, что может умереть, взмолился Богу, которому никогда не молился. И только тогда понял, что был обманут, что ничего не понимал и не видел.

Это явление очень похоже на самообман в нашей духовной жизни независимо от того, молимся ли, ходим ли в храм. Каждый из нас подвержен этой духовной слепоте. И об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие о слепом - о человеке, которого Господь сделал зрячим. Слепой от рождения - он никогда не видел солнечного света, но по воле Божией, по Его милости, из Его жалости, он стал зрячим. Но на самом деле Евангелие обращает наше внимание не только на этот случай чудесного исцеления слепого – таких случаев множество в Евангелии. В этом отрывке евангелист Иоанн обращает наше внимание вовсе не на то, что слепой стал зрячим, а на то, что окружающие его люди, будучи зрячими, на самом деле были слепы. Они, иудеи, верующие, приходящие в Храм Божий, совершающие ежедневные молитвы, не смогли увидеть, что совершившееся на их глазах чудо - от Бога! Они отрицали очевидный факт из-за своей зависти, злобы – необоснованной и неразумной. Они не раз переспрашивали этого бедного прозревшего слепца, затем его родителей, снова и снова, но не убеждались. Называющие себя верующими оказались слепыми.

И как часто мы сами себя называем верующими. И наших близких учим, как надо жить, как молиться. Но сами в своей жизни вовсе не замечаем очевидных совершающихся грехов, которые портят не только нашу жизнь, но и жизнь окружающих. Мы очень легко применяем мерило нашей веры по отношению к тем, кто с нами живет, но очень трудно бывает нам применить ту же самую меру в отношении себя. Но самое горькое и страшное то, что эту «эпидемию» мы видим среди крещеных, верующих людей. И, казалось бы, мы все знаем, что Господь положил закон быть верным одному супругу, что Господь дал заповедь хранить себя, не расточать, не осквернять свое тело. Но каждый раз страшно бывает, когда мы ловим себя на этом невидимом, но очень страшном «вирусе», что мы поддаемся, расслабляемся и согрешаем - если не телом, то мыслью - и не храним себя. Люди, которые позволили этому «вирусу» распространиться, приходят к пустоте.

Недавно мне пришлось общаться с человеком, который бросил семью, детей. Он говорит, что не видит проблемы, что стал счастливым. Он зачеркнул прошлую жизнь и находится в «свободных отношениях» с другой женщиной, которая не требует от него вступления в брак. Они живут в так называемом «открытом браке» без претензий друг к другу: хочешь - живи, хочешь - не живи, хочешь – будь верным, а хочешь – не будь верным. И он говорит, что они могут расстаться в любой момент. Но на самом деле счастья в этом «браке» он тоже не испытывает. Вспомним евангельское чтение прошлой недели о самарянке - о женщине, которая уверовала в Бога только из одного вопроса, который Господь ей задал. Он попросил ее позвать своего мужа, а она ответила, что не имеет мужа. Хотя она жила с человеком и, возможно, его любила, возможно, была связана с ним какими-то переживаниями. Но она сказала Христу: «У меня нет мужа». И Господь отвечает: «Хорошо ты сказала, что нет у тебя мужа, потому что те пять человек, с которыми ты связывала свою жизнь, не мужья тебе». Она не достигла того счастья, когда человек сохраняет и дарит себя единственному человеку. Если мы тратим себя попусту, расточаем на страсти, то у нас не остается внутренней цельности – мы разрушаем себя и, что более трагичное, разрушаем жизнь наших детей. Дети могут не знать, какие страсти кипят в нашей душе, какие грехи мы тайно совершаем. Но любой наш грех повторится, отразится и даже увеличится в них, в наших детях. Поэтому святые отцы говорили, что, если хочешь, чтобы твои дети были счастливыми, не согрешай даже тайно, потому что любой грех передается. Будем же помнить о беседе Христа с самарянкой. Будем помнить о том, что она покаялась, воскликнула Господу слова покаяния – Господь простил ее и принял. Именно покаянием мы, верующие люди, богаты, в отличие от тех, которые далеко от Церкви: они не могут прийти - им некуда идти. А нам есть куда идти: у нас есть Бог - Отец, который принимает нас любых. Но только в покаянии мы можем воскликнуть Ему, как сегодня пелось в церковном песнопении: «Для сущих во тьме Ты еси Свет пресветлый. В покаянии зовем Тебе». Да поможет нам Господь сподобиться такого Света. Аминь.

 

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви Дионисия Мелентьева, 13.05.2018 г.