Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Священное Писание, дорогие братья и сестры, это книга, в которой не только описаны события о том, как жил Господь, как умер на Кресте, какие обстоятельства сопровождали Его последние дни жизни здесь, на земле. Но это книга, обращенная в сердце человека. Потому, что она не только о тех людях, которые видели Христа, окружали Его, но еще и о каждом из нас. Потому, что всякий живущий ныне повторяет судьбу тех, кто жил тогда рядом со Ним. И часто в нашей жизни случается, что мы видим себя в том или ином человеке, изображенном в Евангелии.

И сегодня мы воспоминаем вход Господень в Иерусалим. О том, как Господь, исполняя древнее пророчество, входит в Свой город. Город, Царем которого Он по праву является не как царь, а как самый кроткий, самый бедный житель на самом скромном средстве передвижения - на осленке. Но Его встречают люди действительно как царя. Они видели или хотя бы слышали о том, что этот входящий в город Проповедник - Учитель, Мессия, Он совершил великое чудо - воскресил мертвого. И они все с радостью, с восторгом в душе, движимые вдохновением и любовью, устремились к Нему для того, чтобы посмотреть на Него. «Может быть, Он и нам тоже сделает великое чудо? Может, хотя бы прикосновение к Нему и нам поможет», - думали эти люди. И Господу были оказаны высшая почесть: жители Иерусалима снимали свои верхние одежды и постилали под ноги Спасителя. Они срезали ветви пальмовых деревьев, как знаки триумфа, как знаки победы, и так же постилали Ему под ноги. Для них Господь воспринимался как некий победитель, триумфатор. И вот, в этих людях мы часто узнаем и себя. Нам тоже очень хочется, чтобы Господь был рядом с нами, когда Он может принести и нам некую победу в нашей жизни, некую радость, некое приобретение здоровья, счастья в нашей личной жизни, материальные блага. Нам очень хочется, чтобы Господь - вот такой торжествующий, сидящий на пьедестале, сильный, был с нами. И тогда мы тоже будем с Ним рядом. Но когда мы видим пред собой Господа преданного, оставленного всеми, над Которым издеваются, Которым помыкают, мы оставляем Его. Нам такой Господь не нужен. Господь в высшей степени Своего умаления - висящий на Кресте, умерший, такой нам не нужен! И мы, получается, рады быть с Господом в момент Его триумфа, но сразу же бежим, как только в нашей жизни Он призывает разделить не только Его победы, но и все, что Он взял и принял на Себя нашего, человеческого – боль, страдание, предательство.

Иногда спрашиваешь человека: «Крещеный ли ты, веруешь ли ты во Христа?» Он отвечает: «Да, конечно, я люблю Его, я знаю, что Он ради меня пожертвовал Собою, я всем сердцем хочу быть рядом с Ним. Я верую и молюсь Ему». Но потом спрашиваешь его же: «Но если ты любишь Христа, когда ты последний раз исповедовал Ему свои грехи, очищая свою совесть? Когда ты последний раз соединялся с ним в Таинстве святого Причастия?» И на этот вопрос люди отвечают, что исповедовались и причащались год, или три, или девять лет назад. А некоторые в недоумении пожимают плечами и говорят: «А зачем? Я же крещеный. Зачем мне нужна Церковь, я же верю во Христа, я молюсь даже Ему?» Не говоря уже о том, что они никогда в жизни не исповедовались и не причащались. Но если мы можем со спокойной совестью говорить, что мы крестились и этого достаточно, то этим самым говорим Самому Христу, что нам достаточно, как тем жителям Иерусалима, прийти поклониться Тебе - торжествующему и побеждающему. Но то, что Ты был предан и осужден, то, что Ты был оплеван, что над Тобой издевались - это все, что Ты сделал ради нас, это нам не нужно. То, что Ты пролил Свою кровь, будучи осужден на самую страшную и мучительную смерть, существовавшую в то время, это Ты сделал ради нас. Но нам и это не нужно. Ты зря старался. Мы сами сможем своими силами, своими молитвами спасти себя. Твое спасение, следовательно, нам не нужно. Но в таком самонадеянном состоянии люди забывают, что наши собственные силы, наши даже собственные молитвы - они исходят из нашей поврежденной слабой и немощной человеческой природы. И если бы наших собственных сил было бы достаточно, чтобы спастись, чтобы получить жизнь вечную, чтобы получить вообще жизнь, Господу не надо было бы приходить сюда Самому, Ему не надо было бы путем Голгофы и распятия проливать Кровь Свою. Мы бы сами справились. Но ради того Он и распял Себя, чтобы мы имели возможность получить нечто от Него Божественное, нечеловеческое - Божественные силы, Божественную благодать, которая укрепляет нас, восполняет наши недостатки, которая животворит нас. И это мы можем получить только исключительно в Церкви Христовой, ради этого она была основана Господом.

Сидя на диване в комфортных условиях и говоря, что я верю во Христа и молюсь Ему – так дерзко мы не можем говорить! Только когда потом и кровью, своими трудами мы придем в Храм ни единожды в год и будем со Христом в самые важные моменты: и когда Он будет предан и распят, и когда воскреснет, во все время мы будем с Ним, только тогда мы сможем утверждать, что мы начали путь вверх.

Пусть же Господь - сегодня торжествующий, но через несколько дней уже преданный и распятый, пусть Он раскроет наши глаза, освежит нашу совесть, сделает чистыми наши духовные очи, чтобы мы могли быть Ему верны до конца, до Креста, а значит, и воскреснуть вместе с Ним. Аминь.

 

 

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви Дионисия Мелентьева в Вербное Воскресенье 01.04.2018г.