Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь предлагает для нашего духовного переживания событие, которое произошло с Господом нашим Иисусом Христом, когда Ему было всего лишь восемь дней от роду. Это обрезание Господне. Так называется и сегодняшний праздник. И мы думаем, что именно исполнение ветхозаветного установления о том, что каждый младенец мужеского пола, родившийся первым в семье, должен был быть принесен в Храм и по закону быть обрезан, является главным в нем. Но на самом деле, это лишь формальная, обрядовая сторона сегодняшнего события. Читая Евангельский отрывок об этом, мы зачастую пропускаем более важное событие, так же происшедшее в то время. Обрезание было только внешней стороной, но внутренним смыслом было то, что ребенок посвящался Господу, и ему давалось имя. Оно, в отличие от сегодняшнего упрощенного понимания, древними воспринималось не только как знак, отличающий одного человека от другого, но имело гораздо больший смысл. Имя было некой святыней, то, что человек принимал от Господа, то что роднило и соединяло его с Ним. Давать имя имел право только глава семьи. Выбиралось оно не случайно и означало то или иное божественное действие, которое произошло с отцом или матерью новорожденного. Как воспоминание о Божием присутствии в их жизни.

Но Христу имя было дано не его земным отцом. Ангелом было возвещена Божия воля - имя Иисус. Как мы знаем, оно означает Спаситель. Имя было дано не просто человеку, не просто пророку, а самому Господу, который принял ради нас земное тело. Именно это событие делает сегодняшний праздник значимым для каждого из нас.

Мы отмечаем не только обрезание. А еще и то, что с того момента, когда Господа нашего нарекли Иисусом, каждый из нас имеет право обращаться к Нему по имени.

Неужели же раньше не могли мы Господа и Бога нашего называть по имени?  На самом деле, нет. Потому, что имени Божия никто не знал. Все наименования, которыми люди обращались раньше ко Господу, всего лишь означали некие описания и Его характеристики. Что Он Всевышний, что Он Всевидящий, что Он Господь Небесных воинств. Все эти имена - они не открывали нам, людям, имя Божие. И, помня об этом, ветхозаветный праведник и пророк Моисей, стремясь узнать это имя, чтобы стать ближе Господу и обращаться к нему, так и спрашивает у Него: «Скажи мне свое имя». Это произошло на горе Синайской, когда Моисей не видел Бога, но видел знаки Его присутствия – землетрясение, тьму, дым, окутавший всю гору… И Моисей уже на пределе своих человеческих возможностей спрашивает самое сокровенное: - «Как Тебе имя»? Но и здесь Бог его не открывает. Он говорит, что Он есть Сущий. По-еврейски это приблизительно звучит как Яхве. Евреями же он было воспринято как настоящее подлинное имя. И оно передавалось исключительно от одного первосвященника к другому, и никто больше этого имени не знал. Единственный раз в год первосвященник входил в Храм Божий - во святая святых, с жертвенной кровью, и только там он произносил это имя шепотом.

Когда евреи были рассеяны в египетском плену, они забыли имя Бога. Не было устной передачи, она прервалась, остались всего лишь на всего согласные буквы, написанные в Храме. Но как звучало это имя, никто не знал. И потому то, что воспроизвели сейчас, лишь предположение того, как оно звучало, всего лишь гипотеза. Имя, которое Бог открыл Моисею, люди забыли.

Но вот приходит час, когда Бог принимает наше - человеческое имя. И теперь не надо землетрясений, не надо темноты, не надо всех этих признаков божественного присутствия. Мы -  христиане, имеем счастье и блаженство произносить имя Господа в любой момент нашей жизни.  А наипаче в тот момент, когда нам трудно и тяжело.

Церковь советует произносить и молиться самой главной, самой простой и понятной, но очень важной Иисусовой молитвой. Вся эта молитва есть имя Божие: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Вот вся эта молитва. Её не трудно запомнить. Она не сходила с уст всех подвижников, святых отцов, ею они жили. И тогда, когда находились в пути, работали, когда переживали что-то тяжелое в жизни, они многократно, многие тысячи раз повторяли эту молитву. И достигали такой высоты, что она входила в их сердце и жила сама, непрестанно повторяясь в душе. Они не произносили её вслух, но непрестанно молились в сердце своем.

Нам, грешным и недостойным, хотя бы устами своими надлежит эту молитву повторять, и тогда Господь станет ближе к нам, потому что теперь мы знаем Его имя. И оно делает нас ближе к Богу. Поэтому будем любить и непрестанно упражняться в этой молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Аминь.