Каждый из нас, дорогие братья и сестры, когда - либо в своей жизни приходил на помощь своим близким, когда те нуждались в нашей помощи, переживая трагедию, потерю родных, либо страдающих от неизлечимой болезни. Они обращались к нам, и наша душа исполнялась желанием как-то помочь этому человеку. Помогая, мы еще говорим добрые хорошие слова о том, что не нужно унывать, не нужно отчаиваться, что есть еще надежда и жизнь наша не заканчивается на этом. Однако мы понимаем, что на самом деле эти слова не выражают все то, что мы хотим сказать. И для человека эти слова не будут такой поддержкой, какой были бы, если бы мы сами это испытали.

Нелегко говорить такие слова, если сам не пережил, не прочувствовал, когда сам не страдаешь. И только тогда, когда мы оказываемся в подобном положении -  кого-то теряем, обрушивается болезнь или несчастье, только тогда наши слова обретают силу, становятся весомыми и ценными, и только тогда они бывают услышаны этим человеком. Когда мы сами найдем в себе духовные силы претерпеть, сохранить надежду, веру, тогда только наши слова - точно такие же слова будут иметь совсем другой вес.

Эту аналогию можно применить и к тому состоянию, в котором находился человеческий род. Каждый погрязал и погибал в собственных грехах и страстях. И, конечно же, Бог стремился спасти высшее свое творение — человека. Господь многократно посылал своих посланников - пророков, которые извещали волю Божию о том, что жизнь в грехе ведет к погибели. Когда же это не подействовало, Господь Сам вручил пророку своему Моисею десять ветхозаветных заповедей, где было прямо, просто и категорично написано то, что нельзя делать, для того чтобы не погибнуть совсем. Но и это не помогло. Человеческий род продолжал отвергать все доброе и хорошее, что Господь ему говорил, и тонуть в пучине страстей и грехов.

Вот так случилось и тогда – чтобы тебя услышали, нужно испытать самому. Господь приходит в этот мир, с его болезнями, жестокостью, несправедливостью, и становится одним из нас, одним из человеческого рода, пораженного болезнью греха.

И теперь, после Боговоплощения, после Рождества Христова, которое мы сегодня светло празднуем, никто из нас не имеет права сказать, что Господь этого не испытывал, что Он не переживал того, что я переживаю. Мы порой страдаем от голода, от нехватки средств. Господь, лежащий сегодня в яслях - кто больше Него нуждался? Его Пресвятая матерь не имела даже места, где можно спокойно, в сносных условиях родить своего младенца. Ей досталась пещера, куда загоняли животных. Если кто из нас жалуется на какие-то лишения, пусть посмотрит на Господа, который еще будучи младенцем испытал тяжести и трудности. Когда только что родившая Христа Пресвятая Дева вместе с обручником Иосифом вынуждены были преодолеть труднейший путь из Иудеи в Египет не на комфортном транспортном средстве, а всего лишь на осле.

Но самое страшное от чего мы страдаем - это несправедливость и одиночество, это оставленность и чувство потери. И это тоже Господь испытал, когда, будучи младенцем, подвергся несправедливому гонению от царя Ирода, когда ценой этой несправедливости стали четырнадцать тысяч невинно убиенных младенцев, жертв звериной жестокости, алчности и властолюбия.

Господь пережил все, что и мы с вами переживаем: и голод, и жажду, и потери, и предательство, и оставленность всеми, порой и самыми близкими. Но Он ни один раз не возроптал. А претерпел все, давая каждому из нас пример веры в то, что и мы к этому способны. В каждом из нас заложена духовная сила пережить тяготы, страсти и уподобиться Господу. Ради этого Он и пришел на Землю и стал одним из нас.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви о. Дионисия в Рождественский Сочельник. 06 января 2018 г.