Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый христианин всем существом своим устремлен в эти дни к величайшему событию – Рождеству Христову. Христиане готовятся к этому празднику духовно, посещая богослужения в храмах, готовятся и телесно, очищая воздержанием и покаянием свое тело, чтобы в чистоте сердечной и телесной войти в светлую радость Рождества Христова.

Уже давно в храме за богослужением мы слышим рождественское песнопение: «Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите!» Очень скоро мы вместе с Ангелами, простыми вифлеемскими пастухами и мудрецами с Востока поклонимся родившемуся Богомладенцу Христу, а сегодня Святая Церковь воскрешает перед нашим духовным взором великих ветхозаветных праведников, наших святых отцов – предков Господа Иисуса Христа по плоти, особенно обращая наше внимание на их веру.

После того, как первый человек согрешил в раю, был изгнан из рая и попал в плен греху и смерти, ему было дано обещание, что придет Спаситель и избавит человека от мрачного мучительного рабства диаволу. С тех пор ветхозаветные праведники, о которых вспоминает сегодня Святая Церковь, жили ожиданием этого события, жили верой в грядущего Спасителя, и эта вера давала им силы быть праведными пред Богом: «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом» (Мих. 6: 8).

Верили и ждали Адам и Ева и заповедали это своим потомкам. Так из поколения в поколение передавалось это великое ожидание. Это ожидание хранилось в сердцах наших святых отцов как драгоценное наследство даже тогда, когда в массе своей люди забывали о Едином Истинном Боге и смеялись над ними, как смеялись над праведным Ноем, поверившим Богу и построившим ковчег своего спасения от потопа. Они верили, ждали и плакали о своих грехах, и начал этот плач Адам, вспоминая потерянный рай, отвергнутую Божественную любовь.

Пролетели тысячи лет напряженного ожидания, несокрушимой веры и горьких слез, как наконец радость воссияла для всех людей – пришел в мир Спаситель, родился Господь Иисус Христос, чтобы избавить человека от греха, проклятия и смерти, чтобы «прежде падший воскресити образ», чтобы открыть человеку райские врата. «Он оказал нам честь, величайшую честь, которая только возможна, когда Человеколюбец сошел к нам, как один из нас. Из вечной славы, и радости, и красоты сошел Он в нашу юдоль бесславия, печали и убожества ради людей и ради нашего спасения» (святитель Николай Сербский).

Церковь напоминает нам сегодня о святых ветхозаветных праведниках, которые жили верой и ожиданием Спасителя.

Праведники Ветхого Завета не могли войти в рай, несмотря на свою веру и праведность. Мы же стоим сейчас перед открытыми вратами рая, и не все могут войти в рай. Человек своими грехами сам себя делает неспособным войти в рай, неспособным испытать небесную радость Рождества Христова, поэтому и готовит нас Церковь к празднику Рождества многодневным постом, ставит в пример праведников Ветхого Завета, которые не видели Спасителя, но хранили веру в Него до конца своей жизни, передавая эту веру своим детям, и плакали о своих грехах: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс. 50: 3-5).

Но если мы внимательно вчитаемся в имена предков Иисуса Христа и вспомним события, связанные с ними, то многие из нас нимало удивятся.

«Иуда родил Фареса и Зару от Фамари» (Мф. 1: 3).

Фамарь была невесткой Иуды, вдова, оставшаяся бездетной после двух его сыновей. Желая иметь детей от семени Авраама, она притворилась блудницей и зачала от своего свекра Иуды двух близнецов Фареса и Зару…

«Салмон родил Вооза от Рахавы» (Мф. 1: 5).

Рахав была блудницей, которая приняла и спрятала у себя соглядатаев, посланных Иисусом Навином в Иерихон, и за то спаслась от истребления после взятия евреями этого города. Упомянул о ней евангелист в назидание наше: как она была блудница, так и все язычники блудодействовали делами своими; как она приняла посланных Иисусом Навином и спаслась, так и язычники, принявшие посланных Иисусом Христом апостолов и уверовавших в Него, спаслись…

«Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Мф. 1: 6).

Великий и славный царь, псалмопевец и пророк Давид родил Соломона от Вирсáвии, жены Урии хеттеянина. Давид прельстился красотой Вирсавии и впал с ней в грех прелюбодеяния. Желая покрыть этот грех, он повелел поставить Урию в самом опасном месте во время сражения. Урия был убит…

И все эти люди удостоились чести быть написанными в этом святом списке в числе предков Спасителя мира!

Как же нам это понимать?

Этим же вопросом шестнадцать веков назад задался и святитель Иоанн Златоуст. И так ответил на него:

«В родословии воплотившегося Бога не только не должно умолчать, но еще велигласно надо возвестить об этом для того, чтобы показать Его промышление и могущество. Ибо Он пришел не для того, чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить этот позор. Христу должно удивляться не только потому, что Он сделался человеком, но и потому еще, что Он порочных людей удостоил быть Своими родственниками, не стыдясь нимало наших пороков. Он не гнушается ничем нашим, научая этим и нас не стыдиться злонравия предков (или низкого происхождения), но искать только одного – добродетели. Ибо добродетельный, хотя бы родился от блудницы, не может получить вреда от этого».

И потом, в течение Своей земной жизни, Господь учил и совершал чудеса не во дворцах, а в хижинах, «на дне» общества.

В этом для нас, людей немощных и грешных, великая радость, утешение и надежда. Господь пришел в этот мир к нам, ради нашего спасения. Он пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников. Во враче нуждаются не здоровые, но больные. Нам надо принять Его всем своим существом, надо поверить в Него, довериться Ему, смиренно исповедать перед Ним все свои немощи, и Он к нам придет, исцелит, успокоит и навеки будет с нами, а мы – с Ним!

У нас еще есть время для покаяния, для исправления своей жизни, чтобы Ангельская песнь – «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14) – прозвучала и для нас, чтобы вера в Спасителя нашего Иисуса Христа стала и нашей верой, основой нашей жизни.

«Эта вера дарована Богом всем людям, всем народам, всем поколениям. Но не смогут принять ее нечистые, пока не покаются и не очистятся от неправды, гордости и жестокости.

Как могут принять ее те, в ком поврежден образ Божий, в чьих душах порваны небесные струны и не откликаются эхом на глас небесный?

Когда Царь Небесный полностью отдернет завесу тайны и явится в окружении Ангелов, чтобы судить мир, тяжко будет, о, как тяжко будет тогда упорствующим безбожникам!

А душам чистым и девственным – блаженно и радостно! Тысячекратно блаженны будут благовременно очистившиеся от скверны и принявшие веру Божию и сохранившие ее в себе – миро небесное в чистых сердцах и душах праведных. Не постыдятся они на Небесах от лица Пречистой Девы Богородицы, а от Сына Ее приимут благословение и жизнь вечную.

Это ваша вера, христоносцы, вера чистых и девственных предков ваших. Пусть станет она верой детей ваших, из рода в род, до конца. Вера непостыдная, православная, вера света, истины и утешения. Вера самых великих, самых лучших, самых достойных в роде вашем и во всяком роде, из рода в род. Воистину, это вера подлинно образованных людей, тех, которые несут образ Божий в себе. В день Суда Божия будут они названы благословенными» (святитель Николай Сербский). Аминь.

 

Архимандрит Иосиф (Еременко)
31.12.2017, Воскресенская церковь г. Томска