Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение о богатом юноше.

14 декабря 2014 г.

«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу». (Евангелие от Луки 18:18-27)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали эпизод из жизни Спасителя, когда некий молодой человек подошел ко Христу, желая угодить Господу, и спросил у Него: «Что мне нужно сделать, чтобы войти в Царствие Божие и наследовать жизнь вечную?» И Господь, видящий не внешние наши проявления, а устроение нашего сердца: какими помыслами и мотивами мы движемся в своей жизни, прозрел то, что было в сердце у этого юноши на самой глубине. Этот юноша внешне делал все зависящее от него: учился, исполнял заповеди, стремился угодить Богу какими-то действиями. Господь похвалил эти поступки, но в то же время указал на сокрытое внутри его сердца, которое, на самом деле, болело и терзало его душу. Желая исцелить его внутренний недуг, Он говорит юноше: «Пойди и раздай все имение твое нищим, и войдешь в Царствие Божие». Это имение юноша, быть может, заработал честными действиями, но все же был зависим от него, и поэтому Господь предложил ему освободиться сначала от внутренней болезни, страсти — любви к своему богатству.

Конечно, не каждому из нас будет полезно пойти и раздать все свои деньги, отдать свою квартиру нищим. Не каждому из нас это будет под силу. Господь ждет от нас того, чтобы мы хотя бы не были пристрастны к тем материальным богатствам и благам, которые у нас есть. Святые Отцы, когда толкуют это место Писания, говорят, что фразу Христа «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24) нужно понимать в том смысле, что трудно войти в Царство Божие надеющемуся на богатство.

Пристрастному к богатству, зависящему от него действительно трудно войти в Царство Божие. Но мы можем, обладая материальными благами, которые нужны нам и нашим близким для существования, в то же самое время не быть от них зависимыми, не быть порабощенными. Что же для этого нужно? Нужно проявлять милосердие. Как у нас часто бывает, встречается нам на дороге нищий или просящий у нас каких-то денег, а мы сразу задумываемся: «А хороший ли это нищий? На что он потратит эти деньги?» И сразу становимся в роль судьи: «Этот нищий — неправильный нищий, он потратит наши копейки на злые цели», и сразу наше сердце сковывается и мы решаем, что денег ему не дадим…

А каким же тогда нужно стать нищему, чтобы в наших глазах он оказался правильным? Во времена Христа вряд ли были другие нищие, которые бы тратили милостыню исключительно в благих целях. Были точно такие же люди – несчастные, обделенные, отброшенные судьбой и обществом на периферию, на задворки этой жизни. Но, несмотря на это, Господь все равно говорит в своей Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 5 глава) следующую фразу: «Всякому просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Господь не говорит давать правильным нищим, или давать только тем, которые хорошо, с нашей точки зрения, потратят поданные нами деньги, Он говорит: «Всякому просящему…»

Зачем Господь призывает нас к этому? Потому что милостыня, поданная нами нищему, нужна не столько даже ему — он может потратить ее на что пожелает, это дело его совести, но милостыня, которую мы подаем, или милосердный поступок, который мы оказываем нуждающемся людям, нужен прежде всего нам самим, для того, чтобы пробить броню нашего эгоизма, для того, чтобы сердце наше хоть немножечко растопилось, чтобы мы сокрушили нашу гордыню, чтобы немного открыли свое сердце и узнали, что кроме нас в этом мире есть люди, которым еще тяжелее, чем нам.

Часто верующие и церковные люди в таких случаях вспоминают цитату из известного христианского письменного памятника II века Дидахе – Учение Святых Апостолов: «Пусть запотеет милостыня в руке твоей прежде, чем ты узнаешь, кому ты ее даешь». И толкуя эту фразу люди говорят, что пусть сначала ты точно будешь знать, кому ты даешь эту милостыню и на что этот человек ее потратит, и только тогда можешь подать ее. Но люди, которые лично не читали Дидахе, не знают, что перед этой цитатой автор говорит: «По заповеди Господней всякому просящему у тебя дай. И ты будешь невинен и совесть твоя будет чиста, но горе тому, кто потратит твою милостыню не во благо себе». Понимаете, это дело совести человека, который ее потратит. Если даже не на благие поступки, ты чист пред Богом;, если ты подаешь каждому, ты будешь учеником Христовым.

В житии святителя Иоанна Милостивого, прославившегося своим милосердием, мы встречаем такой эпизод. Однажды друзья Иоанна Милостивого сказали, что среди множества людей, окружавших святителя Иоанна, помогавшего каждому несчастному, присутствуют девушки, которые вполне хорошо выглядят. «Они, наверное, имеют достаток и могли бы сами себя обеспечить, но вот они пришли и лукаво встали в эту очередь для того, чтобы что-то от тебя получить. Разве ты им тоже дашь милостыню?» И святитель Иоанн тогда ответил своим друзьям: «Если вы рабы Христовы, то давайте каждому без различения лиц, и тогда вы исполните заповедь». Тогда это будет действительно христианский поступок, а не социальная помощь, тогда вы пред Богом будете чисты.

Сегодня, дорогие братья и сестры, каждому из нас Господь дает возможность проявить свое милосердие к людям, которые живут на Украине, которые пострадали, лишились крова и средств к существованию по независящем от нас причинам. И мы тоже не знаем, кто эти люди, мы не знаем их лично. Можно долго рассуждать о том, кто виноват в их беде, почему мы должны им помогать, но если мы вспомним слова Христа, обращенные к нашей христианской душе, если мы вспомним житие Иоанна Милостивого, то мы подадим этим людям: голодным, несчастным и лишенным медикаментов, и не потому, что таков наш гражданский или государственный долг, а просто из милосердия, просто из своей христианской любви. Не зависимо от того, кто они — они несчастны. Вот в этом заключается христианская любовь: когда мы помогаем не взирая на национальность, на социальный статус, на какие-то политические или гражданские наши разногласия, когда мы помогаем просто потому, что человек нуждается в этом. Сегодня по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава во всех храмах будет совершаться сбор пожертвований этим несчастным людям, и каждый из нас может хотя бы копеечку вложить в это общее христианское дело.

Известный писатель Тарас Шевченко, украинец по национальности, как-то вспоминал в своих дневниках: «Я вышел из своей кареты для того, чтобы прогуляться, и тут мне навстречу попадается один нищий. Он просит у меня: «Ради Христа, подай, барин, какую-то копеечку». Я полез в свои карманы, но так как мелочи у меня не было и затерялась где-то она, я сказал: «Бог тебе подаст» и пошел дальше. Но тут слышу за спиной всплеск воды. Это нищий, которому я отказал в копеечке, утопился. Утопился он из-за того, что было проявлено равнодушие, бессердечие. Не копеечка погубила жизнь того человека, а человеческое жестокосердие». Тарас Григорьевич потом говорит в своем дневнике: «Я с тех пор подаю каждому нищему, потому что не знаю, вдруг очередной решит измерить на мне предел человеческой жестокости».

Пусть девяносто девять наших копеечек пропадет впустую, но одна сотая спасет отчаявшегося и убережет его от духовного самоубийства. Пусть Господь поможет нам научиться жить действительно по-христиански, и тогда Его милость тоже будет с нами. Аминь.