Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение об исцелении скорченной женщины.

7 декабря 2014 г.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Евангелие от Луки 13:10-17).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Далекие от Церкви люди обычно редко приходят в храм и видят церковную жизнь лишь с внешней стороны. По этой причине они зачастую судят преждевременно, говоря, что в церковной жизни всё уныло, безрадостно, а прихожане исполнены той же печалью.

Каждый, кто испытывал в своей душе радость обретения веры и встречи с Богом, может сказать таковым, что, напротив, жизнь верующего человека наполнена огромной, настоящей и подлинной радостью! И Священное Писание просто преисполнено свидетельств и призывов к тому, чтобы каждый из верующих людей действительно пережил в своей жизни и постоянно испытывал такую христианскую радость.

Об этом свидетельствует и евангельский отрывок, который мы читали сегодня. Простая женщина, которая страдала от тяжкого недуга целых восемнадцать лет: была скрючена и не могла нормально передвигаться, благодаря молитве и своей вере, благодаря тому, что она увидела во Христе своего Спасителя и Избавителя, неожиданно избавилась от своего недуга и, освободившись от него, почувствовала необыкновенную радость. И все окружающие люди, кроме лицемерных фарисеев, которые гордились тем, что они соблюдают закон и могли указывать всем, в том числе и Христу, как нужно его исполнять, все они, как свидетельствует Священное Писание, обрадовались «о всех славных, бывших от Господа».

И если мы почитаем апостольские послания, в частности, апостола Павла, мы убедимся, что христиане всегда призываются к радости. «Радуйтесь, — пишет апостол Павел, — и ещё раз молю вас – радуйтесь всегда о Господе». И в другом месте своих посланий он пишет: «Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, милосердие, воздержание…» На втором месте, сразу после любви, стоит радость, как обязательный признак и критерий верующего человека. Если в нашем сердце нет этой радости духовной, значит, нет у нас плодов духовной жизни. И Сам Господь говорит, обращаясь к каждому из верующих в Него: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на небесех».

«Всегда радуйтесь», — пишет апостол Павел, и такой призыв к постоянной радости может показаться странным, ведь все мы привыкли, что какие-то хорошие или счастливые события в нашей жизни приносят душе радость, и, напротив, если мы претерпеваем что-то горестное или трагичное, то радость сразу же теряется и в душу вселяются уныние, расстройство, горечь. То есть мы привыкли к тому, что наше духовное состояние, духовное настроение зависит от обстоятельств нашей жизни. Узнали мы, что выиграли в лотерею миллион — обрадовались. Узнали вслед за тем, что это ошибка — сразу же огорчились.

Но христиане призываются к другому, более мудрому и глубокому отношению к своей жизни. Не к тому, чтобы зависеть от окружающих обстоятельств и быть некоей щепкой, которую мотает на волнах туда-сюда, а к тому, чтобы самому быть хозяином своей жизни, чтобы владеть своим внутренним состоянием, отношением ко всему происходящему вокруг. Мы можем убедиться в этом на простом примере. Когда мы встречаем человека, с которым дружны и которого давно не видели, то чувствуем в сердце радость: мы готовы его обнять, расцеловать, поприветствовать хорошими словами. И наоборот, если встречаем человека, на которого обижены, или который невольно принес нам какие-то огорчения или разочарования, мы, даже не показывая ему этого в силу своей воспитанности, всё равно испытываем в сердце огорчение, боль или раздраженное чувство. А если мы со временем обижаемся на все большее число людей, а тех, которые могут принести нам радость, при этом становится все меньше, то получается, что у нас остается всё меньше поводов для радости. Обиделись на одного, второго, третьего человека — и всё. Мы сами убиваем свою радость! Казалось бы, парадокс: человек стремится к радости, мечтает, чтобы в его жизни ее было больше, а в то же самое время своими словами, своими обидами, злым отношением к окружающим лишает себя ее.

Убивает радость также и грех. Самый обычный, распространенный в народной среде метод выйти из состояния уныния, горести: «Выпей!» Но все мы знаем, что алкоголь после кратковременной эйфории, которую он приносит, вслед за собой оставляет куда большее разочарование, куда большее уныние и опустошение в душе человеческой. И большинство самоубийств происходит именно в состоянии алкогольного опьянения. Именно поэтому грех пьянства, грех склонности к алкоголю не приносит душе человека радость, а наоборот, вселяет в неё ещё большее уныние и опустошение.

Ропот также враг радости. Мы часто жалуемся, как нам в жизни тяжко, жалуемся на Бога, Который не приносит в нашу жизнь те или иные блага, на которые мы рассчитываем, жалуемся на людей, начиная от Президента и заканчивая нашими соседями. Постоянно в душе испытываем недовольство и раздражение по отношению ко всем, складывая свою вину на других, и от этого в нашей жизни вообще исчезает повод для радости. Потому что окружают нас именно эти соседи, на которых мы обижаемся, именно эти наши близкие, супруги, дети, на которых мы постоянно ворчим и по отношению к которым испытываем недовольство. Никто нам не даст других близких, другое начальство и другое правительство! Только мы сами можем, преодолев свою обиженность и свое вечное недовольство и озлобление, сотворить что-то хорошее в этой жизни. Прийти на помощь соседу, когда ему будет плохо, и обрести в его лице искреннего друга вместо врага; помочь своим близким, когда видим, что они одиноки или в чём-то нуждаются, выйти к ним навстречу. И тогда вместо озлобления, ропота и недовольства поселится теплое, хорошее отношение к нашим ближним.

Но для того, чтобы сердце наше и отношение к миру изменились, необходимо покаяние. Часто говорят, что христиане отнимают у себя радости жизни: нельзя им есть то, пить это, нельзя делать что-то. Но покаяние, напротив, освобождает нас от всего, что убивает радость. Оно уберегает от грехов, открывает наше сердце.

Покаяние открывает в нас гораздо более широкое видение этого мира. Если мы в своем недовольстве жизнью видим только её кусочек, только окружающую нас действительность и ничего более, то мы в этой клетке и будем находиться всю свою жизнь, выражая недовольство всеми и всем. Но если мы покаянием очистим своё сердце, то увидим, что вокруг нас есть не только окружающие нас обстоятельства. Над нами есть Господь, а рядом с нами – святые. Рядом с нами есть и наши близкие, которые хотят нам добра: живые и те, которые уже ушли в мир вечный — они тоже смотрят на нас. Мы не видим ни Господа, ни святых, ни наших усопших близких, но они видят нас. И мы, может быть, не видим ту радость, которую Господь приготовил для нас в Царствии Небесном, но мы знаем о ней. Для нас эта радость реальна, потому что мы поверили Христу, потому что мы увидели Его воскресение нашими духовными очами, потому что в нашей жизни есть Христос воскресший. Значит, и есть смысл в этой жизни, даже с её трагическими, может быть, обстоятельствами, с её лишениями и скорбями, с её трагедиями, которые приносят нам пользу, очищают, пробивают броню нашего эгоизма, нашей самодостаточности, чтобы нам открыться Богу, миру и людям, и тогда испытать подлинную, непреходящую и всегдашнюю радость о Боге.

Аминь.