Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение о богаче и Лазаре.

2 ноября 2014 г.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Евангелие от Луки 16:19-31).

 

Каждый из нас знает эту притчу. И всякий раз, когда мы ее перечитываем, нас более всего, наверное, поражает образ братьев богача. Находясь в аду, богач понял, что Господь наказывает грешников и лишает Своей милости, когда те отриневают Бога, и потому скорбит о своих братьях, оставшихся на земле, у которых еще есть шанс что-то изменить в своей жизни. Он видит на лоне праотца Авраама Лазаря — праведника, который в земной жизни не имел ничего, но на самом деле имел гораздо больше: молитву, упование на Бога, благодаря чему не лишился милости Божьей и после смерти. Богач просит, чтобы Авраам послал Лазаря, и он бы вразумил братьев богача, которые в этой жизни еще не пришли к Богу, и теряют драгоценное время в страстях и пороках. На это Авраам отвечает поражающими нас и вводящими в недоумение словами, что даже, если кто из мертвых воскреснет, они не покаются. У них уже есть закон Моисеев, из которого они прекрасно знают, как надо жить, чтобы наследовать жизнь вечную, но они так не живут.

Как много вокруг людей, наших родных и близких, которые также прекрасно знают заповеди, а также то, чего не нужно делать, чтобы твоя жизнь не преисполнилась страданий и мучений. Знают, но не живут так. Почему? Потому что не хотят. Для братьев богача поступать по заповедям значило бы лишиться тех богатств, которые они, может быть, неправедным путем заимели в своей жизни, а также развлечений и удовольствий, которыми они ублажали себя каждый день. Поступать по заповедям, по Божьему слову, идти вслед за Богом — значит чего-то себя лишить, пойти по пути некомфортного, с точки зрения неверующего человека, существования. И для них лишить себя чего-то не представляется возможным, так же, как это не представляется возможным иногда и для нас.

Мы все хотим изменить свою жизнь к лучшему, хотим чтобы в ней было больше света, молитвы и божественного присутствия, но не можем этого сделать, потому что для этого необходимо собрать всего себя, для этого нужно перелопатить всю свою жизнь, коренным образом изменив ее. Но самое главное – это для начала отказаться от порочных привычек и страстей. Для человека, который привык считать себя самодостаточным, полагается только на свои силы и думает, что он сильный и все может, это очень сложно сделать. И когда он понимает, что вот это для него невозможно, то приходит в уныние и говорит, что путь в Царствие Небесное для него закрыт. Такой человек находит оправдание в чем угодно, лишь бы не идти по этому крестному пути — пути самопожертвования, по пути Христову.

Эти оправдания лукавый предлагает на каждом шагу: по телевизору нам говорят о том, какие недостатки есть у священнослужителей, и мы сразу цепляемся за это, находя себе оправдание, чтобы не ходить в церковь; другой нам говорит о том, что какой-то верующий человек ошибается, и сразу же наше лукавое сознание цепляется за это, ища какую-то лазейку, чтобы не идти по пути Христову. Ищет, ищет наша лукавая совесть какого-то оправдания… Но в конечном итоге каждый из нас, как некогда богач, предстанет пред судом Божьим, судом чистым и честным, и уже не сможет оправдаться тем, что люди вокруг, может быть, не соблюдали заповедей, и что будто бы все так жили, чем я хуже их. Эти оправдания не будут учитываться, каждый из нас ответит за себя. Все вокруг оставили Бога, а ты, ты мог остаться верным, ты мог побудить их к вразумлению, ты мог сделать все зависящее от тебя, чтобы брат твой стал ближе к Богу, встал на путь покаяния. Совесть наша на суде Божием станет нашим обличителем, и мы будем не в силах перед лицом бесконечной и безмерной любви Божией считать себя достойными ее. Это мучение и составит наш ад.

Что же делать? Прежде всего не рассчитывать только на себя и на свои силы, потому что их очень и очень мало. Чем старше человек становится, тем лучше понимает, что они очень ограничены. Мудрость человеческая заключается в том, и только в том, чтобы увидеть свое бессилие и воззвать к Богу о помощи, понять, что Бог есть центр и смысл твоей жизни и без Него у тебя не будет ни сил, ни энергии, ни способности что-либо делать. И тогда ты будешь жить встречей с Богом, будешь хвататься как за спасительную соломинку за возможность повстречаться с Ним в этой жизни. Тогда для нас храм и Причастие станут центром всей жизни. Мы уже не будем самодовольно говорить себе, что мы недостойны, и лукаво откладывать исповедь и Причастие на все больший срок. Нет, мы будем бежать в храм на исповедь и на Причастие, потому что в этом будет наш спасительный якорь, которым мы будем дорожить, за который будем хвататься и благодарно принимать все возможности, предлагаемые Богом для нашего спасения.

Некоторые люди говорят: «Я недостоин Причастия, у меня столько грехов! Я не буду причащаться». Но этим самым каждый, так говорящий, презирает и отвергает крестный подвиг Христа Спасителя, когда Он ценой Своей крови обеспечил для нас возможность причащаться. Причастие куплено для нас ценой крови Христа. Если мы неблагодарно отвергаем эту возможность и говорим, что это нам не нужно, значит отвергаем и презираем кровь Христову, пролитую за нас. Поэтому подумаем о том, когда мы последний раз причащались и, если это было давно, подумаем, как сделать Причастие регулярным, стабильным, чтобы Христос стал центром и смыслом нашей жизни. Аминь.