Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого.

9 ноября 2014 г.

«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.  Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус».

(Евангелие от Луки 8:26-39)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали евангельский отрывок об исцелении бесноватого, жившего в Гадаринской местности. Этот бесноватый – один из ярких примеров людей, описываемых в Евангелии, которые находились в самом крайнем, несчастном положении. Бес, овладевший душой гадаринского бесноватого, мучил, терзал и истязал этого несчастного так, что он находился в рабском положении, и делал всё, что приказывал ему бес.

Из многопоучительного отрывка о его исцелении, наверно, каждого из нас более всего трогает и умиляет отношение к произошедшему исцелившегося после того, как бес оставил его и вошёл в стадо свиное. Мы видим, что апостолы вернулись ко Христу и увидели этого несчастного – он сидел у ног Спасителя. И потом, как говорится в Евангелии, он просит Христа: «Позволь мне с Тобой быть». Тот человек, который некоторое время назад совершенно не знал Бога, был далёк от Него и, вероятно, по своим несчётным грехам стал игрушкой легиона, то есть тысячи, бесов, этот человек, находившийся ещё при жизни в самой глубине ада, вдруг меняется коренным образом. В его душе что-то происходит, и он хочет быть рядом со Христом, оставив всю прошлую жизнь, хочет забыть о всех своих грехах. Он видит что Христос — Господь его исцеливший, может дать ему нечто большее, чем просто избавить от физических мучений. Он захотел быть с Ним, чтобы напитать душу той неизреченной, бесконечной радостью и счастьем, которые возможно принять только от Бога и которые никогда не проходят, в отличие от мирских удовольствий, оставляющих после себя лишь горькое похмелье.

Он хочет остаться со Христом, но эта перемена случилась с ним после тяжкого, кризисного момента в жизни, когда он находился уже на грани, над пропастью отчаяния. Мы сами свидетели, что именно в такие моменты, когда нас постигает горе или тяжёлая болезнь, именно когда гром гремит над русским человеком, нам хочется молиться. Но часто бывает, что не каждый относится таким же образом к своей жизни и меняет её также кардинально, как это сделал бесноватый из евангельского чтения. Болезни посещают многих, и страдания приходят ко многим людям, но не все извлекают из этого какой-то духовный урок. Не всем это служит на пользу и иногда, вы тоже свидетели, некоторые люди впадают в отчаяние и ропщут на Бога, отвергая помощь и надежду, которую предлагает им вера в Бога. Самые, быть может, наглядные примеры таких отношений мы можем найти в классической литературе.

Многие, наверно, читали «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, среди которых есть очень поучительная и очень мудрая поэма под названием «Пир во время чумы». Если кто-то не читал, загляните и вдумайтесь в послание, которое русский классик предлагает для нашей души. В его маленькой трагедии (поэме) есть тоже ситуация отчаяния. Весь город находится под властью чумы, и каждый день тысячи людей уносит на кладбище. Казалось бы, есть возможность одуматься, есть шанс спасти свою душу, обратившись к Богу в покаянии, но нет, несколько жителей этого города, находящегося в эпидемии, собираются на пир, чтобы в разгулье, в винопитии, в объядении провести, как им кажется, последние дни их жизни. Ещё некоторыми древними был сказан разгульный девиз: «Ешь и пей, потому что завтра умрёшь». Эти люди с таким же лозунгом собираются на этот пир, и в их кажущейся весёлости, в их кажущемся оптимизме мы видим спрятанное отчаяние: они боятся, с ужасом ждут, что, может быть, завтра их также постигнет чума, и они будут захвачены смертью. И всё их веселье и удовольствия — это только ширма, за которую они пытаются уйти от неминуемой необходимости подумать: зачем и для чего прошла их жизнь. А. С. Пушкин в конце произведения даёт свет надежды для всех собравшихся на этом пире — к ним приходит священник с призывом к покаянию. Однако все они отвергают эту надежду и в лице председателя пира говорят священнику: «Иди с миром отсюда». Но добавляет он потом сидящим: «Проклят каждый, кто пойдёт за тобой!»

В их безвыходном положении появилась эта спасительная ниточка. Можно было спастись, но человек по гордыне своей отвергает от себя руку Божию, протянутую к нему. Но в другом, тоже известном произведении нашей классической литературы, в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы видим иной пример. Все мы помним, кто читал это произведение, очень богатый и красивый образ священника старца Зосимы. Он, вспоминая свою жизнь, рассказывает о старшем брате Маркеле, и говорит, что когда-то этот человеком был нечестивым, презирал храм и Церковь, с небрежением и с презрением относился к верующим людям, задувал лампадки, плевал на них и относился к Богу с высокомерием человека всё узнавшего и познавшего — образованного, но неверующего. В его жизни тоже произошла эта кризисная ситуация. Он заболел так, что врачи давали ему несколько месяцев жизни. И он, находясь на одре болезни, лежа и не имея никакой надежды, вдруг изменился: он послал ко всем своим друзьям, знакомым просьбы о прощении всех его вольных или невольных обид, которые он когда-то им нанес. Вдруг его душа исполнилась какого-то света, он понял, что каждый день его жизни может стать последним. Он захотел провести этот последний, может быть, день своей жизни так, чтобы хотя бы попытаться исправить всё, что он наделал. От этого его душа наполнилась какой-то надеждой и смыслом, он поблагодарил Бога и сказал Ему, что «даже, если мой день – последний, я благодарен Тебе за него». Он выздоровел душой, встав с одра болезни уже другим человеком — победившим смерть.

Казалось бы, он смирился с неизбежностью смерти, но этим победил её. Тогда как председатель пира пушкинской трагедии, который с бравадой и с напускной гордостью боролся со смертью, отрицая её, как будто бы её нет, проиграл ей. В конечном итоге в трагичной поэме А. С. Пушкина и сам председатель пира, и последовавшие его примеру бесславно и мучительно умерли.

В этом для нас урок: как мы относимся к неизбежности нашей смерти. Святые отцы говорили: «Помни, помни о том, что ты умрёшь. Помни свой час смерти, и тогда никогда не согрешишь». Если бы мы, когда обижаем своих близких, когда раздражаемся, гневаемся или несправедливо обижаем их, подумали о том, что каждый день нашей жизни может стать последним, мы бы никогда не сказали гневного или несправедливого, или колющего слова в отношении самых родных и дорогих людей.

Человек так сотворён, что для него невозможно принять смерть. Человек отрицает это, потому что смерть на самом деле неестественное для нас состояние, мы созданы для того, чтобы жить, но жить в Боге.

Так пусть же Господь даст нам силы и веру принять всё, что случается в нашей жизни, даже самое трагическое. И тогда мы этим смирением и верой победим даже смерть. Аминь.