Приближается, дорогие братья и сестры, время Великого поста. Время, которое, как мы все с вами - верующие люди, приходящие в храм, живущие духовной жизнью, знаем, что оно очень важное и значимое. И мы хотим, чтобы оно стало особенным и в этом году. Но ловим себя на мысли: «Как нам еще покаяться?». Мы ходим на исповедь, каемся в своих грехах. Что же особенного может еще открыться в нас самих, когда Церковь призывает к сугубому покаянию? И вот, чтобы расположить наше сердце, порой невидящее, привыкшее к собственному бедственному положению, Церковь за три недели до Великого поста, предлагает притчу, казалось бы, простую. Но в то же время переворачивающую все представление о том, что мы должны делать, чтобы угодить Богу. 

Главный герой этой притчи – человек, который Богу угождал. Мы привыкли в себе искать плохие качества, недостатки и грехи. Но этот человек – фарисей, не совершил в своей жизни ничего плохого.  Не убивал, не крал, был, наверняка, кристально чист перед своей совестью. Не обижал ближних, старался угодить Богу даже больше, чем требовалось по закону. Если нужно поститься один раз в субботний день, то он постился дважды.  Старательно отдавал десятую часть всего, что имел, в жертву Богу, и был в этой жизни избавлен от всех падений греховных, от всех скверн плотских, которые так часто тяготят нашу совесть. И вот, казалось бы, Господь должен был похвалить такого человека. Как же –он был один их первых, кто угождал Богу! Но Господь, видящий не то, что снаружи, а прозирающий в сердце, лицезрел другого человека. Где-то там -  в притворе храма, возле входа, стоял мытарь, который наверняка многократно совершал какие-то ошибки жизненные, доставлял скорби своим ближним. Наверняка он был и нечист на руку. И что-то страшно тяготило его совесть, от чего он хотел избавиться, но никак не мог. И понимал, что он о Боге забыл, и Бог уже о нем забыл – не заслуживает он этого. Но от горя своего сердца, от того, что уже не на кого ему было надеяться, он тоже приходит в храм.  И становится сзади, где его не увидит никто. От стыда он там прячется.  И, чувствуя, что он не достоин ничего попросить у Бога, единственные слова произносит: «Боже, милостив буди мне, грешному».  И Господь сравнивает две молитвы – молитву фарисея, который из своего сердца произносит, казалось бы, благодарность Богу, хвалу Ему: «Благодарю тебя, Боже, что я не такой как все люди, как этот мытарь. Я праведник, я благочестивый. Я благодарю Тебя и хвалю Тебя больше, чем должно». И молитву этого несчастного, падшего, грешного человека. Две молитвы…. Молитва падшего была чище, угоднее Богу, Он стал ближе к Нему, чем тот, который всю жизнь думал, что Богу угождал.

Такое отношение к жизни и у нас тоже есть.  Не только в храме. Но мы относимся и к своим ближним как этот фарисей. А потом от этого же и страдаем.  Мы иногда не дерзаем от Бога требовать, но от ближних своих требуем. Когда, например, вкладываем в своих детей, добро кому-то делаем. А потом, поглаживая себя, самодовольно говорим: «Ты мне обязан». А если человек в силу причин ведет себя, с нашей точки зрения, неблагодарно, обижаемся. Вроде все правильно - по-человечески хочется получить воздаяния за свои дела. Мы как фарисей - слышим только себя, но не слышим человека.

Бывает часто, этот фарисей говорит в нас и тогда, когда происходит какое –то несчастье, когда что –то отнимается у нас. Мы обращаемся к Богу с воплем: «Как же так! Ведь я не заслужит этого, я столько сделал!». Фарисей в нас говорит и тогда, когда мы кого –то осуждаем. Как же не осудить человека, когда он совершает дикий поступок. Мы с таким упоением обсуждаем его со знакомыми. В нас тот фарисей говорит: «Благодарю тебя, Боже, что я не такой как этот человек, который впал в прегрешение. Ведь я –то на это не способен». Но когда наступит искушение, фарисей может пасть гораздо больше, чем мытарь. Молитва фарисея небезопасна в духовном смысле. Единственное, что будет нашей опорой, это молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Ни на что мы не можем рассчитывать, ни на какие свои добрые дела, а только на милость Божию, которая нам, грешным, может быть оказана. И мы, стоящие в храме, долгие десятилетия сюда приходящие, не оправдаемся никакими нашими жертвами Богу, если не будет в нашем сердце жить молитва мытаря. В свете этой молитвы мы и должны оценить свою жизнь перед началом Великого поста. И в первую очередь покаяться Богу в том, что стали в чем- то и когда –то похожи на фарисея по отношению к Богу, к близким, к самому себе. Не будем обманывать себя и попросим Бога: «Милостив буди мне, грешному». Аминь.

 

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви Дионисия Мелентьева, 17.02.2019 г.

 

В наименовании проповеди использованы строки стихотворения протоиерея Андрея Логвинова «Мытарь» https://www.stihi.ru/2011/06/17/2815