Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Событие сегодняшнего праздника, дорогие братья и сестры, когда во Влахернском храме Константинополя Богоносный отец блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу, которая молилась, простирая Свой Покров над всеми людьми. Это событие снова напоминает каждому из нас о том, что жизнь наша - область каждодневная, ежесекундная, есть соприкосновение  двух миров: мира земного, в котором все мы «варимся в собственном соку», осознавая, переживая события, происходящие вокруг нас. Но в то же самое время, кроме этого земного осязаемого мира, который мы можем потрогать, есть и более тонкий мир. Не всегда он виден, не всегда он чувствуется. Может быть, никогда нам и не откроется. Но для людей, которых Господь избирает, он открывается. Или, вернее сказать, приоткрывается. Но даже для тех, кто никогда об этом не думал и утверждает, что он не верит во все это, этот мир и для них тоже приоткрывается. Любой человек, независимо от его вероисповедания, от принадлежности к Церкви, рано или поздно в своей жизни, может быть, даже в последнюю секунду, становится перед выбором: каким миром жить? Какой предпочесть? Что для него важнее?

И вот часто бывает: общаешься с людьми, и у человека в душе такое понятное – тревога, страх, переживание о том, что происходит в нашей стране, в мире. О том, что повысили пенсионный возраст. Конечно же, это повод для тревоги, для страха и переживаний. О том, что мир стал безумным и мы висим на грани войны – и это тоже повод для страхов. Но если жить только этим, если душу свою постоянно держать в таком немирном состоянии, переживая, боясь, разочаровываясь, то мы не сможем долго в этом быть Душа человеческая начинает чувствовать себя как в клетке –замкнутой, потерянной, теряется смысл жизни. Рядом с нами люди нас предают, оказываются совсем другими, чем мы о них думали. Бросают свои семьи, топчут то, что растили десятилетиями. Все это в одночасье рушится. Казалось бы, почему не прийти в отчаяние? И душа человеческая устает жить этим внешним. Оно настолько давит, что невозможно найти выход. И чем бы себя не занимал, это неизбывная боль остается постоянно, и днем, и ночью, каждую секунду…Это внутреннее постоянно с тобой. От него не убежишь. И от такого состояния не застрахован никто: ни человек, никогда не бывавший в храме, ни тот, который долгие годы ходит на исповедь, на причастие. У каждого это случается. Все потому, что мы из двух миров живем этим – видимым, осязаемым. Но когда мы доходим до крайней точки, Господь нам, как тому купцу из Евангелие, который полагал свое упование на богатство, которое он собрал в житницах, говорит: «Безумец! В чем ты полагаешь свою надежду? На что надеешься?». Нет здесь надежды. Вспомним историю нашей страны,  безумства 20го века, когда миллионами люди уничтожались. В 30е годы от голода в Поволжье, в Казахстане, в Татарстане, люди не только ели человеческое тело. Детей своих ели! В чем мы еще здесь можем найти свет?  Ни в чем. И тогда человек приходит к другому миру, который не такой зыбкий, не такой меняющийся.

На Божественной Литургии в первых песнопениях Церковь призывает не смотреть ни на что внешнее. Это ложь. Это все пройдет и исчезнет. А самое первое песнопение - от лица всех нас, оно обращено к человеческой душе. Это то, что каждый из нас должен сказать Богу. И эти слова потрясают!  Это молитва святого пророка Давида, которую он обращает не к Господу. Какие бы мы первые слова сказали Господу? «Дай нам то, у нас проблемы, нам плохо…». А святой пророк Давид в своем псалме, обращаясь к душе говорит:

«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами…».

Здесь Церковь говорит, что, если мы благодарные люди, мы должны вспомнить о том, как Господь нас избавлял от болезни, как участвовал в нашей жизни, был рядом, когда мы шли по краю и сохранил нас, когда мы были на лезвии ножа. Об этом вспомни в первую очередь. А во вторую очередь:

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго…».

Церковь говорит, что нельзя надеяться на людей. Нельзя надеяться на тех, на кого мы полагаем, может быть, всю свою жизнь. Иногда и дети неблагодарно относятся, и мы остаемся одни в конце нашей жизни.  Но даже оставшись одни, мы должны от своей собственной души, освободившись от всего внешнего, сказать Господу: «Благослови, душе моя, Господа». И тогда мы поймем – вот это и есть смысл, это и есть самое главная ценность в нашей жизни, ради этого мы и живем.

Если будем жить этим твердым, этим непреходящим, этим возвышающим нас, делающим нашу душу благородной, тогда все остальное - изменчивое и зыбкое, оно переживется. У нас будет мир в душе. Исчезнет эта тоска, этот давящий страх. Мы все переживем. Наши предки переживали, а мы еще и большее переживем! Потому что богатство наше в Боге. А Он не оставит нас. Аминь.

 

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви Дионисия Мелентьева. 14 октября 2018г.