Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева в день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

18 декабря 2014 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь!

Дорогие братья и сестры! Часто в нашей жизни бывает так, что внешне все у нас хорошо: мы работаем, трудимся, есть средства для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Мы даже можем гордиться тем, что приобрели какое-то благосостояние, нашли свое место в жизни. Но в то же самое время, когда у нас все, казалось бы, хорошо, душа наша бывает не на месте, что-то гложет ее, как будто хочется прикоснуться к чему-то более высокому. И тогда мы спрашиваем себя: «Душа моя, чего тебе не хватает, что нужно тебе больше всего?» И она отвечает голосом совести: «Мне нужно приблизиться к Богу и исполнить Его заветы».

Господь говорит нам в святом Евангелии, что жизнь «как все» – это не нормальная жизнь. Для всех живущих на земле это нормальная жизнь, а наша душа хочет другого, чего-то большего. И то, чего она хочет, мы можем увидеть в житии великого и всеми любимого святого Николая Чудотворца, память которого мы сегодня совершаем.

Во времена святителя Николая было много священников, епископов, христиан. Но ни один из них не запомнился и не стал любим столь многими поколениями христиан, как святитель Николай Чудотворец. Почему? Потому что в своей жизни он смог достичь того счастья, о котором так тоскует душа каждого из нас. А в чем это счастье? Не в том, чтобы приобрести себе что-то, не в том, чтобы набить себе холодильник и не в том, чтобы стать очень уважаемым человеком среди своих друзей или коллег. А в том счастье, чтобы открыть себя и свою душу окружающим нас людям.

Это очень нелегко сделать. И каждый знает по своему опыту, что даже родных и близких людей, которые живут с нами в одной квартире, мы не умеем любить так, как хотели бы любить, не умеем прощать так, как хотели бы сами прощать.

Что же мы должны сделать для того, чтобы это, наконец, в нашей жизни случилось, чтоб прорвалось что-то в нашей душе? Мы должны последовать примеру святителя Николая. Он жил очень просто и не сделал в своей жизни чего-то великого, громогласного, а просто обращал внимание на тех, кто нуждается. Просто дарил свою помощь, свою поддержку тем, кто был в беде. Он просто был неравнодушным и это его неравнодушие с каждым добрым поступком все больше и больше открывало его душу и для Бога, и для окружающих людей. Также, как каждый наш грех все больше и больше закрывает нашу душу. Поэтому мы должны стараться хотя бы в чем-то подражать святителю Николаю, единственный смысл жизни которого был — жить ради других людей. Если встает перед нами выбор: сохранить свой комфорт и остаться в удовольствии либо чем-то пожертвовать для того, чтобы кому-то хоть капельку добра принести, будем выбирать второе. Вот в этом настоящая, нормальная жизнь! В этом призвание каждого человека, невзирая, христианин он или нет. Человек не может жить по-другому, потому что именно для этого он и создан. Если мы таким образом настроим свое сердце, если мы будем стараться прежде всего этого искать и к этому стремиться, тогда сердце наше по-настоящему откроется, и мы увидим вокруг себя то, чего раньше не замечали, людей, на которых раньше не обращали внимания. В нашем сердце появится больше внимания, заботы, оно будет становиться все более и более способным воспринять чужую боль и страдание.

Это не сразу получается, невозможно человеку измениться мгновенно. К этому надо идти долгие-долгие годы жизни. Подвиг святителя Николая в том и заключается, что он всю жизнь свою отдал людям.

Когда мы будем молиться этому великому святому, не будем чего-то требовать для себя, чего-то ожидать. Потому что, чего мы достойны в этой жизни?.. Попросим лучше у него самого скромного, самого смиренного дара: открыть нам наше сердце, иногда глухое и равнодушное. Попросим его разбить нашу горделивую самость. Попросим его научить нас, неразумных и безответственных, относиться к окружающим нас людям с большей любовью, с большим пониманием, с состраданием и сопереживанием. И он, как очень чуткий и очень скорослышащий святой, откликнется на нашу просьбу. Тогда по молитвам святителя Бог станет нам намного ближе и откроет путь в Царствие Небесное. Аминь.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго;

Радуйся, Плода безсмертнаго стяжание.

Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца;

радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.

Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот;

радуйся, трапезо, носящая обилие очищения.

Радуйся, яко рай пищный процветаеши;

радуйся, яко пристанище душам готовиши.

Радуйся, приятное молитвы кадило;

радуйся, всего мира очищение.

Радуйся, Божие к смертным благоволение;

радуйся, смертных к Богу дерзновение.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Кто носил во чреве ребенка, тот знает, что ребенок, находясь во чреве, уже начинает откликаться, чувствовать и сопереживать происходящему в жизни матери. Если звучит громкая, тревожная или неприятная музыка, ребенок, еще не зная ничего, уже реагирует, переживая, барахтаясь и выражая свое недовольство. И, наоборот, если что-то хорошее, приятное происходит в окружающей действительности, то ребенок также дает матери знать, что он чувствует и понимает происходящее вокруг. Такой же опыт, а, может, даже большей глубины, мы видим в эпизоде Святого Евангелия, когда святой пророк Креститель и Предтеча Иоанн, находясь во чреве своей матери Елисаветы, почувствовал, что она пришла в дом самой Божией Матери, Преблагословенной Девы Марии, во чреве Которой уже тоже находился Младенец — Христос. И, как пишет автор Великого акафиста в третьем икосе, младенец Иоанн Креститель сразу («абие»)  отреагировал на встречу с Божией Матерью. Автор акафиста говорит, что это его «игранье», то есть простые младенческие движения, уподоблялись благодарственным и хвалебным песням, обращенные к Матери Божией.

Святой Иоанн Предтеча в будущем станет величайшим из всех пророков, выразителем надежд и чаяний всех ветхозаветных людей, ожидавших Спасителя. Строки акафиста говорят, что он,будучи пророком еще во чреве, как бы уже произносит пророческое слово и называет Христа тем словом, которым называли Его часто пророки ­– Благословенной Отраслью, то есть ростком, веточкой, которая, как ожидали, надеялись и чаяли все люди, произрастет из древа израильского народа. Божия Матерь сравнивается с той веткой, на которой вырастет эта благословенная и всеми давно чаемая отрасль.

Далее автор развивает этот образ различными описаниями и хвалениями, обращенными к Божией Матери, но делает это так искусно, что для того, чтобы мы могли почувствовать его хвалебную песнь Божией Матери, нужен молитвенный опыт. Мы все знаем, что когда смотрим на хорошую картину вблизи, то видим перед собой множество мазков художника, из которых каждый ничего сам по себе не значит. Но если мы отойдем подальше и посмотрим на картину целиком, как на единый образ, то поймем, что каждый из мазков, сочетаясь с другими, образует цельную, красочную картину. Также в этом икосе: каждое из обращений к Божией Матери, начинающееся словами «Радуйся», представляет из себя некий штрих, который сочетаясь с другими, развивает и раскрывает один образ.

Икос представляет из себя цельную картину, изображающую то величие подвига, который совершила для нас Божия Матерь. Сначала Она называется отраслью, то есть веточкой, из которой произрос Христос. Далее автор акафиста говорит, что на этой веточке вырос Плод нашей жизни, без Которого мы не можем жить. Но потом следующая строка нам рисует то, что Господь не просто пассивный плод, но Он сам автор этого Плода, Он сам — Господь, Он сам — садовод, Он сам – земледелец, который и вырастил этот Плод. И Божия Матерь с каждым новым обращением к Ней для нас приобретает значение Той, которая взращивает, отдает, дарит нам этот Плод — для нашего спасения. Начиная от сравнения Ее с этой отраслью, автор акафиста говорит нам о том, что этот Плод принес нам очищение душ и благоволение Бога к нам.

Будем же, дорогие братья и сестры, каждое воскресенье, приходя в храм на Великий акафист, переживать каждый образ, который нарисован в этом акафисте словами, как то, что приближает нас к Божией Матери, как то, что делает Ее для нас близкой, понятной, родной, благодаря чему наши молитвы к Ней станут более глубокими, более чистыми и принесут нам большую пользу. Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение об исцелении скорченной женщины.

7 декабря 2014 г.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Евангелие от Луки 13:10-17).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Далекие от Церкви люди обычно редко приходят в храм и видят церковную жизнь лишь с внешней стороны. По этой причине они зачастую судят преждевременно, говоря, что в церковной жизни всё уныло, безрадостно, а прихожане исполнены той же печалью.

Каждый, кто испытывал в своей душе радость обретения веры и встречи с Богом, может сказать таковым, что, напротив, жизнь верующего человека наполнена огромной, настоящей и подлинной радостью! И Священное Писание просто преисполнено свидетельств и призывов к тому, чтобы каждый из верующих людей действительно пережил в своей жизни и постоянно испытывал такую христианскую радость.

Об этом свидетельствует и евангельский отрывок, который мы читали сегодня. Простая женщина, которая страдала от тяжкого недуга целых восемнадцать лет: была скрючена и не могла нормально передвигаться, благодаря молитве и своей вере, благодаря тому, что она увидела во Христе своего Спасителя и Избавителя, неожиданно избавилась от своего недуга и, освободившись от него, почувствовала необыкновенную радость. И все окружающие люди, кроме лицемерных фарисеев, которые гордились тем, что они соблюдают закон и могли указывать всем, в том числе и Христу, как нужно его исполнять, все они, как свидетельствует Священное Писание, обрадовались «о всех славных, бывших от Господа».

И если мы почитаем апостольские послания, в частности, апостола Павла, мы убедимся, что христиане всегда призываются к радости. «Радуйтесь, — пишет апостол Павел, — и ещё раз молю вас – радуйтесь всегда о Господе». И в другом месте своих посланий он пишет: «Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, милосердие, воздержание…» На втором месте, сразу после любви, стоит радость, как обязательный признак и критерий верующего человека. Если в нашем сердце нет этой радости духовной, значит, нет у нас плодов духовной жизни. И Сам Господь говорит, обращаясь к каждому из верующих в Него: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на небесех».

«Всегда радуйтесь», — пишет апостол Павел, и такой призыв к постоянной радости может показаться странным, ведь все мы привыкли, что какие-то хорошие или счастливые события в нашей жизни приносят душе радость, и, напротив, если мы претерпеваем что-то горестное или трагичное, то радость сразу же теряется и в душу вселяются уныние, расстройство, горечь. То есть мы привыкли к тому, что наше духовное состояние, духовное настроение зависит от обстоятельств нашей жизни. Узнали мы, что выиграли в лотерею миллион — обрадовались. Узнали вслед за тем, что это ошибка — сразу же огорчились.

Но христиане призываются к другому, более мудрому и глубокому отношению к своей жизни. Не к тому, чтобы зависеть от окружающих обстоятельств и быть некоей щепкой, которую мотает на волнах туда-сюда, а к тому, чтобы самому быть хозяином своей жизни, чтобы владеть своим внутренним состоянием, отношением ко всему происходящему вокруг. Мы можем убедиться в этом на простом примере. Когда мы встречаем человека, с которым дружны и которого давно не видели, то чувствуем в сердце радость: мы готовы его обнять, расцеловать, поприветствовать хорошими словами. И наоборот, если встречаем человека, на которого обижены, или который невольно принес нам какие-то огорчения или разочарования, мы, даже не показывая ему этого в силу своей воспитанности, всё равно испытываем в сердце огорчение, боль или раздраженное чувство. А если мы со временем обижаемся на все большее число людей, а тех, которые могут принести нам радость, при этом становится все меньше, то получается, что у нас остается всё меньше поводов для радости. Обиделись на одного, второго, третьего человека — и всё. Мы сами убиваем свою радость! Казалось бы, парадокс: человек стремится к радости, мечтает, чтобы в его жизни ее было больше, а в то же самое время своими словами, своими обидами, злым отношением к окружающим лишает себя ее.

Убивает радость также и грех. Самый обычный, распространенный в народной среде метод выйти из состояния уныния, горести: «Выпей!» Но все мы знаем, что алкоголь после кратковременной эйфории, которую он приносит, вслед за собой оставляет куда большее разочарование, куда большее уныние и опустошение в душе человеческой. И большинство самоубийств происходит именно в состоянии алкогольного опьянения. Именно поэтому грех пьянства, грех склонности к алкоголю не приносит душе человека радость, а наоборот, вселяет в неё ещё большее уныние и опустошение.

Ропот также враг радости. Мы часто жалуемся, как нам в жизни тяжко, жалуемся на Бога, Который не приносит в нашу жизнь те или иные блага, на которые мы рассчитываем, жалуемся на людей, начиная от Президента и заканчивая нашими соседями. Постоянно в душе испытываем недовольство и раздражение по отношению ко всем, складывая свою вину на других, и от этого в нашей жизни вообще исчезает повод для радости. Потому что окружают нас именно эти соседи, на которых мы обижаемся, именно эти наши близкие, супруги, дети, на которых мы постоянно ворчим и по отношению к которым испытываем недовольство. Никто нам не даст других близких, другое начальство и другое правительство! Только мы сами можем, преодолев свою обиженность и свое вечное недовольство и озлобление, сотворить что-то хорошее в этой жизни. Прийти на помощь соседу, когда ему будет плохо, и обрести в его лице искреннего друга вместо врага; помочь своим близким, когда видим, что они одиноки или в чём-то нуждаются, выйти к ним навстречу. И тогда вместо озлобления, ропота и недовольства поселится теплое, хорошее отношение к нашим ближним.

Но для того, чтобы сердце наше и отношение к миру изменились, необходимо покаяние. Часто говорят, что христиане отнимают у себя радости жизни: нельзя им есть то, пить это, нельзя делать что-то. Но покаяние, напротив, освобождает нас от всего, что убивает радость. Оно уберегает от грехов, открывает наше сердце.

Покаяние открывает в нас гораздо более широкое видение этого мира. Если мы в своем недовольстве жизнью видим только её кусочек, только окружающую нас действительность и ничего более, то мы в этой клетке и будем находиться всю свою жизнь, выражая недовольство всеми и всем. Но если мы покаянием очистим своё сердце, то увидим, что вокруг нас есть не только окружающие нас обстоятельства. Над нами есть Господь, а рядом с нами – святые. Рядом с нами есть и наши близкие, которые хотят нам добра: живые и те, которые уже ушли в мир вечный — они тоже смотрят на нас. Мы не видим ни Господа, ни святых, ни наших усопших близких, но они видят нас. И мы, может быть, не видим ту радость, которую Господь приготовил для нас в Царствии Небесном, но мы знаем о ней. Для нас эта радость реальна, потому что мы поверили Христу, потому что мы увидели Его воскресение нашими духовными очами, потому что в нашей жизни есть Христос воскресший. Значит, и есть смысл в этой жизни, даже с её трагическими, может быть, обстоятельствами, с её лишениями и скорбями, с её трагедиями, которые приносят нам пользу, очищают, пробивают броню нашего эгоизма, нашей самодостаточности, чтобы нам открыться Богу, миру и людям, и тогда испытать подлинную, непреходящую и всегдашнюю радость о Боге.

Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение о богатом юноше.

14 декабря 2014 г.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева.

30 ноября 2014 г.

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Евангелие от Луки 12:16-21).

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня в евангельском чтении мы слышали известное повествование о человеке, у которого в один год выдался настолько большой урожай, что не вмещался в житницы, то есть хранилища для зерна. Тогда этот человек решил построить ещё большие житницы и, когда весь урожай был собран, сказал самому себе, что теперь хлеба ему хватит на долгие годы, а душе своей: «Покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь ответил ему: «Безумец! В эту же ночь возьмут у тебя душу твою». И человек, который рассчитывал на то, что впереди его ждут долгие годы благоденствия и что ему больше не нужно беспокоиться о хлебе насущном, лишился жизни в ту же ночь.

Казалось бы, мы прилагаем усилия для того, чтобы не оказаться в состоянии такого безумия. Мы хотя бы говорим себе, что не в деньгах счастье. Мы убеждаем себя в том, что наша душа должна жить, полагая цель и смысл в чём-то высоком, и считаем, что мы не такие материалисты, как многие люди вокруг нас. Но только ли в деньгах полагает иногда человек своё богатство? Очень часто закрадывается в душу опасное искушение, когда мы начинаем ценить что-то, что также, как деньги, быстро заканчивается, и тогда оказываемся на месте безумца из прочитанного евангельского отрывка. Например, мы очень ценим авторитет и уважение со стороны окружающих нас людей и для того, чтобы добиться даже очень легковесного уважения или быть в центре внимания, пускаемся на крайние средства. Иногда человек даже надевает на себя маску общего шута или маску циника, который относится ко всем высокомерно, осуждая, высмеивая и издеваясь над всем, что для других ценно. Но такая легковесная слава очень быстро проходит. Если у человека действительно что-то случается в жизни, и он оказывается в какой-то проблеме, те друзья, которые так легко и весело с ним смеялись и проводили время в забавах, на поверку, бывает, оказываются предателями. Потому что вместе веселиться и смеяться над чем-то очень легко. Но что-то реальное сделать и помочь человеку, когда ему трудно, когда ему одиноко, когда он находится в очень тягостном положении, для этого требуется труд души, на который такие люди зачастую не готовы. И тогда человек теряет это богатство, оказывается один. Ведь часто люди, надевающие такие маски, внутри оказываются очень одиноки. И к ним также обращён голос Божий: «Безумец! В чём ты полагаешь своё богатство?»

Случаются и другие ситуации, когда мы полагаем богатство в наших талантах, в физической красоте или привлекательности, в способности привлекать внимание ближних. Талантов может быть много, но искушение одно — быть в этом самодостаточным. В этом случае мы присваиваем себе то, что дано нам Богом. Господь при рождении даёт каждому из нас здоровье, милую внешность, способность быть приятным в общении, завоёвывать симпатии и благожелательное расположение окружающих. Но не для того, чтобы мы всё это присвоили себе и пользовались в своих целях, нет! Это всё Господь даёт нам только для того, чтобы мы могли создать хорошую семью, могли оказать помощь нуждающимся людям, принести в чью-то душу частичку радости и света. И к этому человеку тоже обращён голос Божий: «Безумец!» Почему ты рассчитываешь на то, что твоя красота, твои физические силы, твои таланты продлятся всю жизнь? Красота человеческая увядает, и тот человек, который в молодости пользуется бешенной популярностью среди лиц противоположного пола, через десять лет уже не сможет так покорять сердца, потому что не останется у него этого богатства.

Следовательно, мы должны не в этих скоропреходящих земных богатствах находить своё сердце. Может случиться так, что в одну ночь мы лишимся и здоровья, и материального благосостояния, и друзей. Мы лишимся всего, но, может быть, в это время Господь, как никогда, окажется близко. Избавившись от своей толстокожести, от своей непробиваемости, от своего эгоизма и инертности, мы, наконец-то, откроем свою душу Богу. Именно поэтому святые отцы, подвижники, монахи скорбели, когда в их жизни всё шло хорошо. Когда не было у них какой-то трудности, они взывали к Богу: «Боже мой, почему ты меня оставил?..» То, что для нас служит источником самодовольства, в них вызывало скорбь. Они чётко и ясно своим духом понимали, насколько губительно для души человеческой самоуспокоение, насколько трагично бывает видеть человека, у которого, казалось бы, в этой жизни всё есть, но душа которого мертвеет день от дня. Потому что уже неспособна из-за своей самодостаточности увидеть беду окружающих нас людей. Неспособна проникнуть сердцем в молитву, неспособна порадоваться чужой радости, неспособна сострадать чужому горю. Вот что приносит горделивая самодостаточность, самоуспокоение! И если мы считаем себя христианами и хоть капельку верим в Бога, то не должны ни на один день нашей жизни самоуспокаиваться и говорить, что всё у нас хорошо. Если посмотреть внимательно через Евангелие в свою душу, в своё сердце, то мы увидим многое, что можно сделать для того, чтобы исполнить призыв Божий: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть».

Будем же, братья и сестры, смиренно и с благодарностью Богу проживать каждый день нашей жизни, не самоуспокаиваясь, но постоянно понуждая себя ко всё большему и большему духовному росту. Тогда Господь откроется нам, и молитва станет живой и действенной, тогда милость Божия всегда будет с нами. Аминь.