Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение о богатом юноше.

14 декабря 2014 г.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение об исцелении скорченной женщины.

7 декабря 2014 г.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Евангелие от Луки 13:10-17).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Далекие от Церкви люди обычно редко приходят в храм и видят церковную жизнь лишь с внешней стороны. По этой причине они зачастую судят преждевременно, говоря, что в церковной жизни всё уныло, безрадостно, а прихожане исполнены той же печалью.

Каждый, кто испытывал в своей душе радость обретения веры и встречи с Богом, может сказать таковым, что, напротив, жизнь верующего человека наполнена огромной, настоящей и подлинной радостью! И Священное Писание просто преисполнено свидетельств и призывов к тому, чтобы каждый из верующих людей действительно пережил в своей жизни и постоянно испытывал такую христианскую радость.

Об этом свидетельствует и евангельский отрывок, который мы читали сегодня. Простая женщина, которая страдала от тяжкого недуга целых восемнадцать лет: была скрючена и не могла нормально передвигаться, благодаря молитве и своей вере, благодаря тому, что она увидела во Христе своего Спасителя и Избавителя, неожиданно избавилась от своего недуга и, освободившись от него, почувствовала необыкновенную радость. И все окружающие люди, кроме лицемерных фарисеев, которые гордились тем, что они соблюдают закон и могли указывать всем, в том числе и Христу, как нужно его исполнять, все они, как свидетельствует Священное Писание, обрадовались «о всех славных, бывших от Господа».

И если мы почитаем апостольские послания, в частности, апостола Павла, мы убедимся, что христиане всегда призываются к радости. «Радуйтесь, — пишет апостол Павел, — и ещё раз молю вас – радуйтесь всегда о Господе». И в другом месте своих посланий он пишет: «Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, милосердие, воздержание…» На втором месте, сразу после любви, стоит радость, как обязательный признак и критерий верующего человека. Если в нашем сердце нет этой радости духовной, значит, нет у нас плодов духовной жизни. И Сам Господь говорит, обращаясь к каждому из верующих в Него: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на небесех».

«Всегда радуйтесь», — пишет апостол Павел, и такой призыв к постоянной радости может показаться странным, ведь все мы привыкли, что какие-то хорошие или счастливые события в нашей жизни приносят душе радость, и, напротив, если мы претерпеваем что-то горестное или трагичное, то радость сразу же теряется и в душу вселяются уныние, расстройство, горечь. То есть мы привыкли к тому, что наше духовное состояние, духовное настроение зависит от обстоятельств нашей жизни. Узнали мы, что выиграли в лотерею миллион — обрадовались. Узнали вслед за тем, что это ошибка — сразу же огорчились.

Но христиане призываются к другому, более мудрому и глубокому отношению к своей жизни. Не к тому, чтобы зависеть от окружающих обстоятельств и быть некоей щепкой, которую мотает на волнах туда-сюда, а к тому, чтобы самому быть хозяином своей жизни, чтобы владеть своим внутренним состоянием, отношением ко всему происходящему вокруг. Мы можем убедиться в этом на простом примере. Когда мы встречаем человека, с которым дружны и которого давно не видели, то чувствуем в сердце радость: мы готовы его обнять, расцеловать, поприветствовать хорошими словами. И наоборот, если встречаем человека, на которого обижены, или который невольно принес нам какие-то огорчения или разочарования, мы, даже не показывая ему этого в силу своей воспитанности, всё равно испытываем в сердце огорчение, боль или раздраженное чувство. А если мы со временем обижаемся на все большее число людей, а тех, которые могут принести нам радость, при этом становится все меньше, то получается, что у нас остается всё меньше поводов для радости. Обиделись на одного, второго, третьего человека — и всё. Мы сами убиваем свою радость! Казалось бы, парадокс: человек стремится к радости, мечтает, чтобы в его жизни ее было больше, а в то же самое время своими словами, своими обидами, злым отношением к окружающим лишает себя ее.

Убивает радость также и грех. Самый обычный, распространенный в народной среде метод выйти из состояния уныния, горести: «Выпей!» Но все мы знаем, что алкоголь после кратковременной эйфории, которую он приносит, вслед за собой оставляет куда большее разочарование, куда большее уныние и опустошение в душе человеческой. И большинство самоубийств происходит именно в состоянии алкогольного опьянения. Именно поэтому грех пьянства, грех склонности к алкоголю не приносит душе человека радость, а наоборот, вселяет в неё ещё большее уныние и опустошение.

Ропот также враг радости. Мы часто жалуемся, как нам в жизни тяжко, жалуемся на Бога, Который не приносит в нашу жизнь те или иные блага, на которые мы рассчитываем, жалуемся на людей, начиная от Президента и заканчивая нашими соседями. Постоянно в душе испытываем недовольство и раздражение по отношению ко всем, складывая свою вину на других, и от этого в нашей жизни вообще исчезает повод для радости. Потому что окружают нас именно эти соседи, на которых мы обижаемся, именно эти наши близкие, супруги, дети, на которых мы постоянно ворчим и по отношению к которым испытываем недовольство. Никто нам не даст других близких, другое начальство и другое правительство! Только мы сами можем, преодолев свою обиженность и свое вечное недовольство и озлобление, сотворить что-то хорошее в этой жизни. Прийти на помощь соседу, когда ему будет плохо, и обрести в его лице искреннего друга вместо врага; помочь своим близким, когда видим, что они одиноки или в чём-то нуждаются, выйти к ним навстречу. И тогда вместо озлобления, ропота и недовольства поселится теплое, хорошее отношение к нашим ближним.

Но для того, чтобы сердце наше и отношение к миру изменились, необходимо покаяние. Часто говорят, что христиане отнимают у себя радости жизни: нельзя им есть то, пить это, нельзя делать что-то. Но покаяние, напротив, освобождает нас от всего, что убивает радость. Оно уберегает от грехов, открывает наше сердце.

Покаяние открывает в нас гораздо более широкое видение этого мира. Если мы в своем недовольстве жизнью видим только её кусочек, только окружающую нас действительность и ничего более, то мы в этой клетке и будем находиться всю свою жизнь, выражая недовольство всеми и всем. Но если мы покаянием очистим своё сердце, то увидим, что вокруг нас есть не только окружающие нас обстоятельства. Над нами есть Господь, а рядом с нами – святые. Рядом с нами есть и наши близкие, которые хотят нам добра: живые и те, которые уже ушли в мир вечный — они тоже смотрят на нас. Мы не видим ни Господа, ни святых, ни наших усопших близких, но они видят нас. И мы, может быть, не видим ту радость, которую Господь приготовил для нас в Царствии Небесном, но мы знаем о ней. Для нас эта радость реальна, потому что мы поверили Христу, потому что мы увидели Его воскресение нашими духовными очами, потому что в нашей жизни есть Христос воскресший. Значит, и есть смысл в этой жизни, даже с её трагическими, может быть, обстоятельствами, с её лишениями и скорбями, с её трагедиями, которые приносят нам пользу, очищают, пробивают броню нашего эгоизма, нашей самодостаточности, чтобы нам открыться Богу, миру и людям, и тогда испытать подлинную, непреходящую и всегдашнюю радость о Боге.

Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

20 ноября 2014 г.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались в храме, чтобы почтить и прославить святых ангелов Божиих. Сегодня Собор Архистратига Божия Михаила, когда Церковь торжественно празднует память всех святых бесплотных ангелов, во главе которых стоит Архистратиг Божий Михаил.

Действительно, каждый из нас и любой человек мире имеет все основания для того, чтобы почитать и прославлять ангелов. Эти духи наделены почти совершенной природой. Все мы знаем, насколько ангелы превосходят нас по своим качествам. Они, как духовные существа, могут передвигаться в пространстве, исполняя Божии поручения с быстротой, непостижимой человеческому разуму. Они также сотворены Богом, но во многом отличаются от нас. Ангелы не имеют тела, а те образы, которые они принимают и которые описаны в Священном Писании, давались по мере того, как люди были способны их воспринимать. Но на самом деле их природа для нашего разума непостижима.

Мы знаем, что ангелы, устоявшие в добре, теперь находятся рядом с Богом – они святы, и непрестанно прославляют и восхваляют Его своими ангельскими песнопениями. Они почти совершенны, но, конечно, не как Господь, потому что ограничены в своей тварной природе.

Для чего Господь дал нам эту возможность прославлять их? Не для того только, чтобы мы поражались и удивлялись нравственной чистоте и непорочности святых ангелов. Да, они для нас являются образцом: в этой жизни на пути к святости человек стремится стать земным ангелом. Господь открывает нам знание об ангелах, чтобы мы поразились удивительному факту – ведь Господь пришёл на Землю не для того, чтобы спасти ангелов, а для того, чтобы спасти людей, и Он стал не Богоангелом, а Богочеловеком. Он пришёл к нашей, человеческой, падшей природе, чтобы из глубин ада возвести её на Небо, для того, чтобы каждый из нас не просто вернул своё достоинство, потерянное некогда нашим праотцем Адамом, а чтобы человек стал выше ангелов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человека, который был когда-то ниже камней, Господь поставил выше всех ангельских чинов.

Мы все почитаем Пресвятую Богородицу, как честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, хотя она, как мы, была человеком. А достойны ли этого мы? Посмотрим на себя и на свою жизнь: стремимся ли мы оправдать такое доверие Божие, это высочайшее призвание быть человеком? Господь смотрит на нас с надеждой, что, даже обладая падшей природой, мы способны стать выше ангелов, если приложим хоть какие-то усилия, и преодолеем свою косность, лень, расслабление, устремимся к Богу. Ведь Господь хочет прийти к нам, хочет с нами встретиться. Он хочет войти в нас, в нашу жизнь, в наше сердце. Для Бога мы с вами ближе и роднее ангелов, поэтому для нас прославление ангелов – ещё один повод вспомнить о милости Божией именно к нам, людям, и проявить с большей благодарностью и благоговением свою любовь к Нему.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева.

30 ноября 2014 г.

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Евангелие от Луки 12:16-21).

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня в евангельском чтении мы слышали известное повествование о человеке, у которого в один год выдался настолько большой урожай, что не вмещался в житницы, то есть хранилища для зерна. Тогда этот человек решил построить ещё большие житницы и, когда весь урожай был собран, сказал самому себе, что теперь хлеба ему хватит на долгие годы, а душе своей: «Покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь ответил ему: «Безумец! В эту же ночь возьмут у тебя душу твою». И человек, который рассчитывал на то, что впереди его ждут долгие годы благоденствия и что ему больше не нужно беспокоиться о хлебе насущном, лишился жизни в ту же ночь.

Казалось бы, мы прилагаем усилия для того, чтобы не оказаться в состоянии такого безумия. Мы хотя бы говорим себе, что не в деньгах счастье. Мы убеждаем себя в том, что наша душа должна жить, полагая цель и смысл в чём-то высоком, и считаем, что мы не такие материалисты, как многие люди вокруг нас. Но только ли в деньгах полагает иногда человек своё богатство? Очень часто закрадывается в душу опасное искушение, когда мы начинаем ценить что-то, что также, как деньги, быстро заканчивается, и тогда оказываемся на месте безумца из прочитанного евангельского отрывка. Например, мы очень ценим авторитет и уважение со стороны окружающих нас людей и для того, чтобы добиться даже очень легковесного уважения или быть в центре внимания, пускаемся на крайние средства. Иногда человек даже надевает на себя маску общего шута или маску циника, который относится ко всем высокомерно, осуждая, высмеивая и издеваясь над всем, что для других ценно. Но такая легковесная слава очень быстро проходит. Если у человека действительно что-то случается в жизни, и он оказывается в какой-то проблеме, те друзья, которые так легко и весело с ним смеялись и проводили время в забавах, на поверку, бывает, оказываются предателями. Потому что вместе веселиться и смеяться над чем-то очень легко. Но что-то реальное сделать и помочь человеку, когда ему трудно, когда ему одиноко, когда он находится в очень тягостном положении, для этого требуется труд души, на который такие люди зачастую не готовы. И тогда человек теряет это богатство, оказывается один. Ведь часто люди, надевающие такие маски, внутри оказываются очень одиноки. И к ним также обращён голос Божий: «Безумец! В чём ты полагаешь своё богатство?»

Случаются и другие ситуации, когда мы полагаем богатство в наших талантах, в физической красоте или привлекательности, в способности привлекать внимание ближних. Талантов может быть много, но искушение одно — быть в этом самодостаточным. В этом случае мы присваиваем себе то, что дано нам Богом. Господь при рождении даёт каждому из нас здоровье, милую внешность, способность быть приятным в общении, завоёвывать симпатии и благожелательное расположение окружающих. Но не для того, чтобы мы всё это присвоили себе и пользовались в своих целях, нет! Это всё Господь даёт нам только для того, чтобы мы могли создать хорошую семью, могли оказать помощь нуждающимся людям, принести в чью-то душу частичку радости и света. И к этому человеку тоже обращён голос Божий: «Безумец!» Почему ты рассчитываешь на то, что твоя красота, твои физические силы, твои таланты продлятся всю жизнь? Красота человеческая увядает, и тот человек, который в молодости пользуется бешенной популярностью среди лиц противоположного пола, через десять лет уже не сможет так покорять сердца, потому что не останется у него этого богатства.

Следовательно, мы должны не в этих скоропреходящих земных богатствах находить своё сердце. Может случиться так, что в одну ночь мы лишимся и здоровья, и материального благосостояния, и друзей. Мы лишимся всего, но, может быть, в это время Господь, как никогда, окажется близко. Избавившись от своей толстокожести, от своей непробиваемости, от своего эгоизма и инертности, мы, наконец-то, откроем свою душу Богу. Именно поэтому святые отцы, подвижники, монахи скорбели, когда в их жизни всё шло хорошо. Когда не было у них какой-то трудности, они взывали к Богу: «Боже мой, почему ты меня оставил?..» То, что для нас служит источником самодовольства, в них вызывало скорбь. Они чётко и ясно своим духом понимали, насколько губительно для души человеческой самоуспокоение, насколько трагично бывает видеть человека, у которого, казалось бы, в этой жизни всё есть, но душа которого мертвеет день от дня. Потому что уже неспособна из-за своей самодостаточности увидеть беду окружающих нас людей. Неспособна проникнуть сердцем в молитву, неспособна порадоваться чужой радости, неспособна сострадать чужому горю. Вот что приносит горделивая самодостаточность, самоуспокоение! И если мы считаем себя христианами и хоть капельку верим в Бога, то не должны ни на один день нашей жизни самоуспокаиваться и говорить, что всё у нас хорошо. Если посмотреть внимательно через Евангелие в свою душу, в своё сердце, то мы увидим многое, что можно сделать для того, чтобы исполнить призыв Божий: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть».

Будем же, братья и сестры, смиренно и с благодарностью Богу проживать каждый день нашей жизни, не самоуспокаиваясь, но постоянно понуждая себя ко всё большему и большему духовному росту. Тогда Господь откроется нам, и молитва станет живой и действенной, тогда милость Божия всегда будет с нами. Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на притчу о милосердном самарянине.

23 ноября 2014 г.

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?  Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.  Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». (Евангелие от Луки 10:25-37)

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний воскресный день мы вновь слышали притчу Христа Спасителя о милосердном самарянине. И каждый раз, когда мы прочитываем в Святом Евангелии или слышим в храме эту притчу, наше сердце, конечно, преклоняется перед этим самарянином и исполняется к нему глубокое уважение. Он не был из избранного еврейского народа , не знал закона, не ведал Бога так, как ведали Его евреи. Но его сердце, доброе, милосердное и сострадательное, помогло ему стать к Богу ближе, чем те, которые, казалось бы, должны были не только сами исполнить закон о любви к ближнему, но и других научить ему.

В наших сердцах мы, конечно же, испытываем почтение и уважение к людям, которые творят добро по отношению к ближним, занимаются социальной деятельностью, пекутся о малоимущих и несчастных. Но часто ли мы задаем себе вопрос: «Почему в нашей жизни так мало этого добра: добрых поступков, попечения о несчастных и обездоленных? Почему мы с таким трудом подвигаемся к тому, чтобы сделать хоть какой-нибудь добрый и милосердный поступок?» Возможно, это случается в силу того, что наша падшая человеческая природа более склонна что-то присваивать себе, нежели делиться. В одной из Своих бесед Господь сказал ученикам фразу, которая не сохранилась в Святом Евангелии, но которую донесли до нас Деяния апостолов. Господь поведал нам следующий духовный закон: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20,35). Конечно, если наша жизнь нацелена на приобретение каких-то необходимых благ для себя, а также сверхнеобходимых, чтобы покомфортнее, поудобнее, позажиточнее устроиться в этой жизни, то рано или поздно мы приобретем всё: и квартиру, и машину, и приличную работу, и благосостояние. Все это у нас будет, если мы потратим свою жизнь на это. Но! Если мы будем заботиться только лишь об этом, мы многое и потеряем.

Часто бывают такие ситуации, когда у людей, казалось бы, все есть: и работа, и денежный достаток, и приличная семья. Все цели, казалось бы, достигнуты, человек все себе приобрел, но при этом душа его тоскует и мучается, ощущая, что в этой жизни она прошла мимо чего-то важного, драгоценного, мимо чего-то очень нужного каждому, подобно, как прошли мимо священник и левит из только что прочитанной притчи. И тогда все стремления разбиваются о жизненный тупик, а за пределами этой жизни остается что-то очень важное, чего уже не вернуть, то, на что могли быть потрачены драгоценные молодые годы, когда было много энергии, сил и желания. И тогда, если человек не приходит к покаянию, он впадает в жуткое уныние, в темную депрессию, потому что не видит ради чего еще ему стоит жить.

Выходом для человека в таком состоянии как раз и может стать упомянутый Божий закон: «Блаженнее давать, нежели брать». Казалось бы, ты лишаешься чего-то, когда отдаешь: каких-то денежных средств, уюта, достатка, комфорта в этой жизни, встречаешься с трудностями, но при этом приобретаешь намного большее богатство. И мы слышали о том, что приобрел милосердный самарянин в этой притче. Что он приобрел? Ближнего. Он поделился частью своей жизни с несчастным, обездоленным человеком, обкраденным и чуть не убитым. Да, он лишился чего-то материального, но приобрел гораздо большее — его сердце стало вместительнее, стало намного шире. И в этом он нашел для себя призвание и цель жизни, стал намного счастливее, потому что в это открытое сердце смог теперь войти Господь.

А в наше сердце: скудное, жадное и от всех закрытое, не может войти Господь, потому что Ему там тесно. Мы готовы ради каких-то материальных благ порвать отношения даже с самыми родными людьми. Не задумываясь втаптываем в грязь самое ценное и нужное нам — наши взаимоотношения с близкими, соседями, коллегами по работе. То, что уже, может быть, никогда не вернешь — мы это меняем на то, что исчезнет, разрушится, на то, что проестся и потратится. Вечное мы размениваем на временное и скоропреходящее, оставаясь, в конце концов, бедными и обездоленными. И от этого страдает наша душа — от того, что она не научилась открывать себя для других людей.

Но никто не может помочь одинокой душе такого человека, потому что клетка, в которую он сам себя заключил, закрыта изнутри. Только если мы сами откроем ее, в нее смогут войти и Господь, и любовь другого человека. Мы сами увидим вокруг себя намного больше хороших, интересных, добрых, замечательных людей, которых мы не замечаем, когда наше сердце закрыто. Открыв его, почувствовав в нем сострадание и сопереживание за окружающих нас людей, мы перестанем относиться к ним с такой требовательностью, осуждением и раздражением, с какими относимся сейчас. Открыв сердце, мы ступим на первую ступень той лестницы, того пути, к которому Господь призывает нас и который называется любовью.

Да поможет нам в этом Господь по молитвам Его Пречистой Матери. Аминь!