Сегодня люди, приходящие в храм, часто задают священникам вопрос: «Зачем нужно креститься?» Нередко за этим вопросом следуют доводы: «У меня Бог в душе», «Я могу общаться с Богом и без Крещения», «Неужели Богу не все равно, крещен я или нет?» В предлагаемой статье мы решили дать ответ на это распространенный вопрос.

 

Итак, зачем. Ответ мы находим в Священном Писании — Библии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Евангелие от Марка 16, 16). Кто будет «веровать» и кто будет «креститься» — выходит, мало быть лишь верующим «в душе». Вспомним и другие слова Христа: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ев. от Иоанна 3, 5). И снова: родится не только от Духа, но и от воды. Таким образом приведенные слова ясно показывают, что без Крещения достижение вечной жизни с Богом в Его Царстве, невозможно.

Любопытно заметить, что при всем многообразии христианских конфессий, при всех многочисленных отличиях в их жизни и учении, все они единогласно признают необходимость Крещения. И если какая-то секта отказывается от обязательности Крещения для всех своих адептов, то она просто не считается христианской. Ведь как можно быть христианином, не выполняя одного из главнейших заветов Христа? После Своего Воскресения, отправляя апостолов на проповедь, Господь Иисус Христос заповедал им не просто учить народы, но и крестить их: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Ев. от Матфея 28, 19). Таково было повеление Спасителя, и если кто-то желает называться христианином, то должен исполнять это повеление. Ведь христианами начали называть себя именно крещеные антиохийцы, объединенные апостолами в общину (Деяния св. апостолов 11, 26). Никаких некрещеных христиан, верующих «в душе», история не знала и не знает.

Так что же такое Крещение? Не вдаваясь в богословские тонкости, скажем кратко. Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Он воспринял нашу человеческую природу: родился на земле как человек, жил, учил людей, пострадал на кресте, умер, воскрес и вознесся к Богу Отцу вместе со Своей человеческой природой. И всякий, желающий спастись, должен умереть со Христом и воскреснуть со Христом, чтобы с Ним и Царствовать на небе. Это соумирание и совоскресение как раз и совершается таинственно во время Крещения. Апостол Павел говорит об этом в одном из своих посланий первохристианской общине: «Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах ..., оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Послание Колоссянам 2, 12-13).

Однако Бог никого ни к чему не принуждает, крещение — свободный выбор человека. Это видимое свидетельство того, что человек выбрал Христа, поверил во Христа, а точнее доверился Христу и согласился идти за Ним до конца. Крещение — это желание жить по совести. Часто можно услышать возражение: «Я же никого не убил, никого не обокрал». Образец совести дан в Евангелии  — это заповеди Христа. Если вы никогда не брали в руки Евангелие, обязательно прочтите его. Прочтите не спеша, вдумчиво, эта святая книга как раз разговаривает с совестью читателя. Вы будете читать ее, а она вас.

Именно после прочтения Евангелия представление об образе совести у многих людей кардинально меняется. И первое, что они спрашивают: «Как же мне теперь ему соответствовать? Как полюбить своих врагов? Как простить всех меня обидевших? Как не завидовать? Как не сплетничать? Как не злиться и не раздражаться, когда это происходит почти непроизвольно?» Действительно, даже имея искреннее желание исполнить заповеди Божии, человек неминуемо встречается со своей немощью, неспособностью соблюсти их. И это даже хорошо, потому что ни одна книга или проповедь священника не способны убедить человека в том, что его душа нуждается в помощи Божией, так, как это может сделать его же собственная совесть.

«Блаженны нищие духом, — говорит Господь Иисус Христос, — потому что таковых есть Царство Небесное». Человек приходит к Богу слабым, а в крещении обретает силу жить по заповедям Божиим, потому что в него всевается семя восстановленной Христом человеческой природы. Крещение — это рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия — благодать. В Таинстве Крещения человек умирает для жизни греховной и возрождается Духом Святым для жизни вечной. С этого момента человек крещеный может то, чего раньше не мог: прилагая усилия и прося Бога, он может восстановить в себе неповрежденный образ Божий. Кроме того, каждый христианин получает от Бога при Святом Крещении Ангела-хранителя, который, невидимо храня человека, денно и нощно наставляет его на всякое благое дело в течение всей его жизни до самого смертного часа.

Духовно рождаясь через принятие Таинства Крещения, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой. Через трехкратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа человек смывает всю свою греховную скверну, получает прощение грехов. Затем через помазание Святым Миром он получает благодать Святого Духа для полноценного участия в жизни Церкви и ее Таинствах. Это тот самый залог благодати Божией, семя новой жизни. Теперь задача человека — развить и усовершенствовать этот дар, чтобы семя стало большим деревом, исполненным различных даров Святого Духа.

Таким образом крещение необходимо человеку для спасения и Господь, видя серьезность выбора крестившегося и будучи милосердным, спасет его. Поэтому тщательно испытайте свою совесть и решите: есть ли в вас эта христианская вера, выраженная в решимости последовать за Христом, в готовности стараться соизмерять свою жизнь с Его заповедями. И если она есть, то выразите ее в принятии Таинства Крещения.

По материалам: happy-school.ru

 

Фотографии Оксаны Луговой

*на фото Олег Олейников