Ежегодно, в течение восьми дней, начиная с четвертой среды по Пасхе и заканчивая средой пятой седмицы, православные христиане и восточные католики празднуют Преполовение Господне. В Воскресенской церкви во вторник 1-го мая в 17.00 состоится Вечернее полиелейное богослужение, а на следующий день, 2-го мая сразу после Божественной Литургии (начало в 8.30) – Водосвятный молебен.

Преполовение приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы – ровно между Пасхой и Троицей. Праздник, установленный во времена Иоанна Златоуста (в конце IV века), памятен визитом Господа Иисуса Христа в Иерусалим, произошедшим в самый разгар праздника Кущей. Это был один из величайших праздников Ветхозаветной Церкви, совершаемый в память сорокалетнего странствования израильтян в пустыне. В продолжение празднования иудеи жили в кущах (палатках, шалашах), сделанных из зеленеющих ветвей. Вместе с тем в храмах совершали жертву возлияния, что символизировало воду, найденную Моисеем в пустыне. Но главное значение этого священнодействия заключалось в провозвестии пришествия Мессии. Когда-то именно на праздник Кущей Матерь Божия и Иосиф Обручник потеряли маленького Иисуса, а «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2. 46-47

Отрок Иисус в храме беседует с мудрецами
Отрок Иисус в храме беседует с мудрецами

Накануне праздника Кущей Апостолы дерзновенно советуют Своему Учителю: «Выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру» (Ин.,7:2-4). А сказали они так, поскольку «не веровали в Него» (Ин.,7:5). Как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Неверие выражается и в их словах, и в их смелости, и в их неуместном дерзновении. Они думали, что им, как родственникам, можно свободно говорить с Ним. Их просьба, по-видимому, дружеская, но в словах много обидного: ими они упрекают Его и в малодушии, и в славолюбии». Святитель объясняет, что такое неверие возникает от худого расположения души, простой человеческой зависти. Так что подлинный ученик Христов – это тот, кто безропотно, с чистым сердцем следует за Ним.

Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст

Христос пришел в Иерусалим не сразу, по истечении половины праздника, и «как бы тайно» (Ин.,7:10) – не привлекая к Себе внимания. Там Он вошел в храм и учил народ, чему иудеи были немало удивлены: «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин.7, 14–18). Господь ставит выше Себя Отца и Бога и относит к Нему все Свои дела. «Итак – не ищущий славы своей, для чего будет учить какому-либо чужому учению? А кто не учит чужому учению, а тому, которое принадлежит пославшему его, конечно, истинен», - разъясняет этот эпизод святитель Евфимий Зигабен.

Праздник кущей. Балканы. Сербия. Монастырь Высокие Дечаны
Праздник кущей. Балканы. Сербия. Монастырь Высокие Дечаны. XIV в.

Господь обличает иудеев, но они не принимают сказанного: «Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» (Ин. 7, 19-20). Господь Иисус Христос, говорящий с кротостью, получает в ответ дерзновенное «бес в Тебе», поскольку люди не могли вместить, что их Закон не от Моисея, а его Владыки – Господа, стоящего перед ними. И уж тем большим оскорблением для иудеев было услышать в последний, самый великий день праздника, следующие слова: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37-38).

Иисус Христос проповедующий в середине Пятидесятницы
Иисус Христос, проповедующий в середине Пятидесятницы

Чревом здесь иносказательно названо сердце, а «реками воды» – изобилие Духа Святого. «Жаждут» люди, сознающие недостаточность своих сил для спасения. Они и обретут помощь, уверовав во Христа, подобно тому, как когда-то евреи нашли в пустыне источник в скале. Здесь Христос является как осуществление той идеи, какая была заключена в этом ветхозаветном образе. Он есть скала, источающая из себя чудесную воду и напояющая жаждущих. С памятью об этом событии в день Преполовения совершают малое водоосвящение, где просят Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

Преполовение. Икона из Успенского собора Кирилло Белозерского монастыря. Ок
Преполовение. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

 

По материалам православной энциклопедии «Азбука веры» и сайта Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь.