12 апреля (30 марта) Русская Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника.

О жизни преподобного Иоанна Лествичника известно крайне мало. Предполагают, что он родился в Константинополе в VI веке (иногда указывают IV век), где получил хорошее светское образование. Однако уже в юные годы Иоанн постригся в монашество, вверив свое духовное воспитание небезызвестному по духовным подвигам авве Мартирию.

После смерти своего духовника прп. Иоанн поселился в долине Фола, где предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению, литературному творчеству. Вкушал он всё, но крайне мало. Праздность и леность побеждал трудом. Сребролюбия избегал, отказывая себе в самом необходимом. Узы всякого пристрастия разрешал, связывая себя невещественными узами печали и слез, а раздражительность укрощал кротким послушанием. Как-то завистники Иоанна назвали его пустословом, на что преподобный ответил продолжительным молчанием, и уже через год вчерашние недоброжелатели стали слезно умолять преподобного снова отверзть свои богоглаголивые уста.

Иоанн Лествичник, Георгий, Власий, икона XIII века

Почти сорок лет прп. Иоанн пробыл в отшельничестве, а затем по просьбе синайских монахов он стал игуменом Синайской горы, известной по ветхозаветным преданиям. Синайской обителью преподобный Иоанн управлял не более четырех лет. Однажды по прошествии недолгого времени после поставления Иоанна в игумены, в обитель пришло множество странников. Когда они сели за стол, явился неизвестный распорядитель, одетый в белую тунику, подобную еврейской, и стал раздавать приказания. Когда гости разошлись, чудного распорядителя уже не было видно. Недоумевающим инокам преподобный Иоанн пояснил, что это был святой пророк Моисей, послуживший  в месте, ему принадлежащем.

Кратковременное управление Синаем ознаменовалось весьма важным обстоятельством - созданием известного творения, называемого «Лествицей», от которой и сам Иоанн получил прозвище «Лествичник». «Лествица» - это подробное описание пути восхождения по «лестнице» духовного самосовершенствования. По своему содержанию этот труд разделяется на две части: в первой говорится о гнездящихся в ветхом человеке пороках, а во второй - о нравственных и богословских добродетелях. Такая последовательность крайне важна: в духовной жизни нужно знать, как вести дело своего исправления и спасения, поскольку ввиду незнания часто оказываются бесплодными многочисленные труды и подвиги. В виде прибавления к «Лествице» существует небольшое сочинение «К пастырю», где представлен идеал настоятеля монастыря - пастыря, кормчего, врача, учителя. Оба сочинения, написанные Иоанном Лествичником по просьбе настоятеля Раифского монастыря, стали любимыми книгами монахов, а позднее – и всякого благочестивого человека. На славянский язык «Лествица» переведена в X-XI вв. в Болгарии, а затем в XIV веке -  в Сербии.

Лествица Иоанна Лествичника. Икона. Конец XV века

Содержание одной из степеней «Лествицы» раскрывает подвиг истребления гордости. Прп. Иоанн пишет: «Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство – гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие».

Этот и другие примеры служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, а письменное изложение утонченных наблюдений преподобного Иоанна над своей душой, а также своего глубокого духовного опыта является великим пособием на пути к истине и добру.

 

По материалам православной энциклопедии «Азбука веры»