Преславную память великого апостола Иоанна Богослова Православная Церковь отмечает дважды в году: 9 октября – в день кончины святого апостола, и 21 мая – в день, когда на его могиле стали происходить чудеса. Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля – в день празднования Собора всех двенадцати апостолов.

9 октября праздник Иоанна Богослова установлен в память об окончании земного пути человека, который был  живым свидетелем смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Любимый ученик Иисуса прожил более  ста лет, прежде, чем Бог открыл  ему, что дни его сочтены. Ученики по его велению выкопали крестообразную могилу. Он, передав им последние наставления, поцеловав их,  лег в могилу. Ученики покрыли Иоанна покрывалом, засыпали землей и с плачем удалились. Спустя некоторое время ученики откопали могилу, но тела апостола там не было. Господь забрал его в Царство Небесное вместе с душой и телом. Также, как и Матерь Свою Пресвятую Богородицу. И каждый год, в мае,  стало появляться из гроба его благовонное миро и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим, в честь Бога, в Троице славимого. В честь этого чуда также был установлен церковный праздник, который мы отмечаем 21 мая.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого  Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив дом свой и отца, братья последовали за Ним.  Всех апостолов любил Христос, но особо горячей любовью любил Иоанна Богослова, которого призвал на путь апостольства в юности - на тот момент Иоанну было всего 18 лет.

 Он был одним из тех избранных, пред которыми преобразился Христос на горе Фаворской, был там вместе с Петром и братом своим Иаковом. Эти же три избранных апостола были в саду Гефсиманском, когда там молился Господь Иисус Своей  последней молитвой, обливаясь кровавым потом. Это его голова лежала на груди Спасителя на Тайной вечере, слыша, как Его сердце отстукивает последние часы земного существования. Это он один не убоялся казни Спасителя, не убежал, не спрятался как другие апостолы. А вместе с Матерью Божией и женами - мироносицами стоял у подножия креста, на котором претерпевал муки Бог. Матери Своей Пречистой Богородице   Господь завещал усыновить Иоанна, а ему - быть Ей сыном:  «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26-27). И он исполнил Его последнюю волю. До дня Успения Пресвятой Богородицы  Иоанн Зеведеев прожил с ней. И лишь потом уже навсегда покинул Иерусалим, отправившись на свою апостольскую проповедь в город Эфес.

Апостол Иоанн Богослов. Распятие Спасителя. Фрагмент

Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан, воздвигнутое императором Нероном.

Апостола Иоанна арестовали и привезли на суд в Рим, а во время суда подвергали побоям и истязали. По преданию, его приговорили к смерти через отравление, но апостол Иоанн выпил яд и остался невредим. Сохранен живым и невредимым силою Божией, когда его бросили в котел с кипящим маслом. Единственное, что оставалось языческому правителю, это выслать апостола и его ученика Прохора на остров Патмос.

Иоанна сослали на каменоломню, где он вместе с остальными арестантами рубил камень. Апостол жил в обычной пещере, спал на каменном полу — а ведь в то время он был уже глубоким стариком. Однажды, когда апостол Иоанн находился в своей пещере, он услышал обращенный к нему с Неба Глас. Апостол сразу его узнал и спросил: «Что, Господи?» Иоанну было велено провести в пещере еще десять дней, после чего ему будут открыты многие тайны. И вот в воскресный день апостол Иоанн услышал громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1: 10). Перед ним открылось великое и грозное видение, и предстал Ангел Божий, разъясняющий все, что было показано. Апостол позвал ученика, чтобы тот записывал все, что он будет диктовать, и, по преданию, Прохор писал под диктовку два дня и еще шесть часов. Так появилась Книга Откровения, или Апокалипсис, Иоанна Богослова, где человечеству впервые были приоткрыты тайны будущей судьбы Церкви и конца мира. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова называют также «Тайновидцем», или «Тайнозрителем».

Величие его безмерно, и заслуживает он самой пламенной, самой горячей любви, самого глубокого почитания. Он велик и в другом отношении: он был евангелистом и написал величайшее из четырех Евангелий, не похожее на три других Евангелия: от Матфея, Марка и Луки. Ибо в своих Евангелиях они, главным образом, рассказывают о жизни Господа Иисуса, о Его чудесах, Его преславных делах, о притчах глубоких, Им произнесенных. Но никто из этих трех евангелистов с такой огромной силой не провозвестил христианскому миру о Божественности Господа Иисуса Христа. Нет ничего более великого в мире, чем первая глава его Евангелия, которая читается один раз в году в первый день Святой Пасхи на литургии: «Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Он сказал, что Бог был Слово, а Словом именуется Господь Иисус Христос. И все Евангелие его полно свидетельств о Господе Иисусе как истинном Боге, Втором Лице Святой Троицы. Только в нем содержатся все важнейшие глубочайшие речи Самого Господа Иисуса Христа, в которых Он Сам свидетельствует о Своей Божественности. Только в этом Святом Евангелии читаем о беседе с Никодимом, пришедшим к Иисусу ночью, о беседе Его с самарянкой; читаем о воскрешении Лазаря. Читаем в нем прощальную беседу Господа Иисуса с апостолами пред страданиями Своими. Читаем удивительную молитву Его к Отцу Своему, которая именуется первосвященнической молитвой. Иоанн Богослов по милости Божьей жил более ста лет, и всю жизнь он проповедовал о любви. А когда одолели его тяжелые старческие немощи, и не в силах он был произносить длинные проповеди, то повторял постоянно одну короткую фразу: «Дети, любите друг друга!». Ученики его спросили его: «Отче святый! Что значит, что ты повторяешь всегда одно и то же?» Святой апостол отвечал им: "Я потому говорю только эту фразу, что в ней содержится вся сущность Евангелия Христова, ибо Евангелие Христово есть учение о святой любви".

 

Демидова Любовь

 

(В заметке использованы материалы из «Слово в день преставления св. апостола Иоанна Богослова» святителя Луки (Войно-Ясенецкий) 9 октября 1951 г.)