Иисусова молитва никогда не сходила с уст прп. Иова, игумена Почаевского, человека строгого, молчаливого и трудолюбивого. Плоть Преподобного была крайне измождена, покрыта язвами, а ноги обнажены до костей. Первое жизнеописание Святого принадлежит его ученику и сподвижнику Досифею – одному из тех, кто воочию видел чудесное сияние, происходящее из молитвенной пещеры и позднее над могилой Святого. Множество подвигов его, как замечает писатель жития, «можно уподобить разве бесчисленному множеству звезд на тверди небесной, и они известны единому Богу, прозирающему в тайные изгибы сердец человеческих». Преподобный искал безвестного служения, а стал игуменом сначала Крестовоздвиженского монастыря, а затем и Почаевской обители.  Прп. Иов имел непререкаемый авторитет среди монахов и мирян: его избирали своим духовником многие влиятельные люди, в его святости убеждались даже иноверцы.

Жизнь Иова Почаевского, до пострига носившего имя Иоанн Железо (ок. 1551 – 1651), приходится на сложный период притеснения Православной Церкви со стороны иноверцев. Прп. Иов принимал участие в общецерковных событиях своего времени и использовал все свои возможности для борьбы с еретическими и сектантскими влияниями. Так, по благословению святого в 1581 – 1582гг. в городе Остроге впервые издается печатная славянская Библия («Острожская Библия»). В Почаевской типографии, существующей вплоть до 1918 года и в XVII веке бывшей единственной славянской типографией, печатались догматические и обличительные труды, молитвословы, послания. Там же вышла и после долгое время (до 1932 года) хранилась «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его написанная», которая была издана на русском языке под названием «Пчела Почаевская» в 1884 году.

Острожская Библия

Преподобный Иов позаботился о восстановлении порядка в монастырской жизни, который находился в крайнем упадке во всех юго-западных монастырях, и высоко поднял уровень духовной иноческой жизни во вверенной ему обители. Усилиями прп. Игумена Иова в 1649 году был построен каменный храм Пресвятой Троицы, куда был передан запечатленный в камне отпечаток стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона. Чуть позднее здесь же было возведено еще шесть небольших храмов.

28 октября (10 ноября) 1651 года прп. Иов Почаевский мирно отошел к Господу. Угодник Божий прожил на земле 100 лет и из них 90 лет он был монахом. Через семь лет после кончины Святой пришел во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил его о том, что пришло время открыть святые мощи. 28 августа (10 сентября) 1659 года нетленные останки прп. Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы. По силе их произошло много чудес, не прекратившихся даже после временного перехода Почаевской обители к униатам, случившегося в начале XVIII века, после чего всеобщий доступ к мощам прекратился. Почаевские василиане хлопотали перед Римским папой Климентом XIV о канонизации прп. Иова, называемого в монастырских документах униатского периода «блаженным слугой Божиим», «достопочитаемым», но получили отказ. В 1831 году монастырь вернулся в ведение Русской Православной Церкви, был объявлен Лаврой, и мощи Преподобного вновь стали открыты для мирян.

Прп. Иов Почаевский. Икона. 30-50-е гг. XIX в. (Успенский собор Почаевской лавры)

Чудесные исцеления от мощей преподобного Иова побудили Святейший Синод вторично открыть их 28 августа (10 сентября) 1833 года, а 1902 году было вынесено решение ежегодно обносить святые останки преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии. На иконах Святой держит свиток с надписью из 15-го псалма, словно отображающей всю суть жизни Преподобного: «Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления».


В статье использованы материалы "Православной энциклопедии под редакцией патриарха Московского и всея Руси Кирилла" и Православной энциклопедии "Азбука веры".