Что такое родительские субботы? В какие дни они совершаются? Для чего Церковь установила их? Об этом наша статья.

 

Нередко особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная и Троицкая и приходятся они не на Великий пост. Основной смысл этих «вселенских» заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе.

 

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается двумя днями. Панихиды служатся круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Таким образом, для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей и установлены Церковью родительские субботы, приходящиеся на период Великого поста. Они приходятся на вторую, третью и четвертую субботы (в 2016 году: 26 марта, 2 апреля и 9 апреля).

Кроме них этой же цели служит Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

 

Почему эти поминальные субботы называют «родительскими»? А потому, что в первую очередь мы должны тем, через кого мы получили дар жизни – нашим родителям и прародителям. Родительские субботы призваны пробудить в нас память о близких. Ведь когда в нашей жизни происходит трагедия, и мы расстаёмся с дорогими нам людьми, нам кажется, что мы никогда не забудем их лица. Но проходит время, и воспоминания бледнеют. Значит, человек нуждается в напоминании.

Что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о покойниках проявляется наша любовь. И как эта любовь дорога покойникам, принося им, беспомощным, помощь! Они, находясь в греховной тьме, на месте мучения, лишены сами по себе возможности очиститься от грехов, освободиться от горькой участи, так как после смерти нет покаяния. Кто же им может помочь, как не живые?

 

Многие по смерти близких, желая сохранить о них память, хранят некоторые вещи их, сохраняют их изображения, ставят дорогие памятники, обсаживая могилы их цветами или деревьями. Но это ли им нужно? Ведь это вполне похоже на то, как если бы умирающему от голода вместо хлеба кто-либо поднес цветок с приятным запахом. Покойники нуждаются единственно в нашей молитве, в благотворении за их души. Мы же, изъявляя разные знаки нашей памяти к ним, самое главное забываем — молиться о них.

 

Мы должны верить, что, молясь о покойниках, молимся в то же время о самих себе, потому что за нашу милость к умершим Господь нам посылает Свою милость, за нашу молитвенную память о них Господь и о нас помнит, по Своему милосердию и по Своей премудрой благости, устрояет так, что кто молится о покойниках, за того и после смерти непременно тоже будут молиться.

 

В пятницу вечером накануне родительских суббот в храмах совершается особое заупокойное богослужение — Парастас или заупокойная утреня, за которой священнослужителями в притворе храма поются или читаются Непорочны (118 псалом) с особыми заупокойными припевами, а на заупокойных ектениях поминаются усопшие православные христиане. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению. В сам родительский день, в субботу утром по окончании Божественной литургии служится панихида, на которую православные христиане подают записки с именами своих усопших близких и просят в молитве, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому как они уже не могут ничего для себя вымолить. «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». (Записки подаются только о крещеных людях)