Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

13 октября Церковь чтит память Святителя Михаила, первого митрополита Киевского, который управлял нашей Церковью во дни святого равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир после своего крещения и вступления в брак с царевной Анной, сестрой византийских императоров, имел твердое намерение просветить светом Христовой веры языческую Русь. Он обратился в Царьград к императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей для крещения Руси и управления Русской Церковью.

В 988 году к Князю Владимиру был прислан в Корсунь патриархом Цареградским Николаем Хрисовергом святитель Михаил. Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до поставления его митрополитом. Святитель Михаил прибыл к князю Владимиру с шестью епископами, а также с пресвитерами и клириками.

Князь встретил святителя Михаила с великой радостью и вскоре они отправились в Киев. Шествие к Киеву было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения на Руси. Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. Их сопровождали пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни.

Святитель Михаил был ревностный распространитель христианства. Все краткое время управления святого Михаила Русской церковью протекло в апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычникам, в крещении их и утверждении в вере.

Первым делом святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства князя, - его сыновей; за ним последовало крещение дружинников князя, бояр.

Святой митрополит, а также все духовенство наставляли в народ вере Христовой, приготовляя его ко святому крещению, разрушая его языческое идолопоклонение. Князь Владимир содействовал успехам их проповеди своей властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а всему народу повелел идти в назначенный день на реку креститься. Жители Киева собрались на берег Днепра для крещения, которое совершил святой Михаил с многочисленным духовенством в присутствии князя, его семейства и бояр.

Крещением Киева положено было твердое основание к просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедывали князь и бояре, стала верою и русской столицы. Но теперь надлежало сделать ее верою всей русской земли. Ревностный архипастырь, при содействии князя Владимира, стремится насаждать по градам русской земли веру Христову. Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника Евангелия Христова, истребившего "терние многобожия и всеявшего семя добро плодовитое в земле Российской". Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий и Ростов Великий. В эти два города святой Михаил совершил путешествия для обращения язычников в Христову веру, где он сокрушил идолов, крестил множество народа, построил церкви и поставил к ним пресвитеров.

В 992 году митрополит Михаил скончался. Святой Владимир неутешно горевал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления.

Еще вслед за крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения.

Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и до сих пор.

 

По материалам сайтов:

  1. https://days.pravoslavie.ru/Life/life6744.htm
  2. https://idrp.ru/content/article/zhitiya-svyatih-lib1191