20 августа Церковь чтит память Святителя Митрофана, Епископа Воронежского.

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. Есть основание полагать, что он родился в семье священников. Воспитывался Святитель родителями в православной вере и благочестии. До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником.

Оставшись без супруги, отрекся от суеты мира сего и поступил в Золотниковскую общежительную обитель, располагавшуюся близ города Суздаля.

Сделав выбор в пользу монашества и поступив в монастырь, Митрофан смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много молился, и Бог был ему в помощь. С течением времени слава о подвигах и добродетелях Митрофана вышла за пределы обители и разлилась по округе.

Братия соседней обители, Яхромской, разумея в нём ревностного, духовно опытного подвижника и не имея на тот момент настоятеля, стали просить у церковного начальства поставить его над ними игуменом. Руководство, найдя в этом рациональное зерно, пошло им навстречу. Этим монастырем Святитель Митрофан управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Патриарх Иоаким, узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. Но главное: его деятельность благоприятствовала духовному преображению братий.

На Московском Соборе 1681 - 1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.

Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению. Он побуждал иереев быть по слову Господа светом этому миру, пасти стадо тремя различными способами: учением, молитвой при пособии Святых Таин и примером жизни.

Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.

Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество.

Известно о большой дружбе святителя Митрофана с святителем Питиримом, епископом Тамбовским. Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, ибо многие считали устройство флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.

Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев.

Однажды святитель получил от царя приказание явиться к нему во дворец. Петр украсил свой дворец в Воронеже по примеру западноевропейских государей статуями античных божеств: Юпитера, Нептуна, Минервы, Венеры и других. Митрофан тотчас же пошел, но, войдя во двор и увидев эти статуи, в том числе и нагую Венеру, воротился назад и ушел домой. Царь же, узнав о случившемся, вознегодовал и вновь послал за епископом. Вернувшись, посыльный передал государю, что святитель готов придти к нему, царю, с визитом лишь при условии, что идолы будут убраны прочь. Темпераментный Пётр, услышав такие слова, воспылал ещё большим негодованием и опять отправил посыльного, повелев передать, что если святитель тут же не явится к нему, то подвергнется казни, как ослушник, преступник. Святитель вновь проигнорировал приглашение, ответив через царского посыльного, что хотя царь и может умертвить его тело, но не душу, которая в руках Божьих.

Понимая, в чём состояла причина «дерзости» святителя, самодержец сумел потушить в себе пламень гнева. Между тем сам святитель, не зная, чем именно закончится эта ситуация и сознавая, что грозное царское слово может исполниться, предался молитве. Вскоре царь услышал, как в большой колокол бьют благовест. Когда он, не понимая, что бы это значило, послал разузнать, вернувшийся доложил, что святитель готовится к смерти и желает молиться соборно о вечном спасении. Царь, по-хорошему изумившись пастырской твёрдости и благочестию, повелел снести идолов, донести до святителя слова царской милости и попросить не беспокоить народ странным звоном.

После этих событий царь проникся к епископу Митрофану ещё большим уважением. Святитель дожил до глубоких седин.

Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: "Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память". Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: "Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие об овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)... Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши". Память святителю Митрофану установлена в 1832 году.

 

По материалам сайтов:

  1. https://days.pravoslavie.ru/Life/life3213.htm
  2. https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voronezhskij