Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Каждый раз, когда мы приходим на богослужение, посвященное Божией Матери, мы слышим евангельский отрывок о Её встрече с праведной Елисаветой, и зачастую, привыкнув к знакомым словам, не можем вникнуть по этой причине в чудо, произошедшее при этой встрече. Праведная Елисавета, встретив Божию Матерь и исполнившись Духом Святым, проникла в великую тайну, ведь никто, даже праведная Елисавета, не знала о Благовещении. Насколько чуден и удивителен этот факт! Божия Матерь, Дева Мария, будучи самим смирением, самой чистотой, никому из живущих на земле людей не поведала об этой тайне.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева в день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

18 декабря 2014 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь!

Дорогие братья и сестры! Часто в нашей жизни бывает так, что внешне все у нас хорошо: мы работаем, трудимся, есть средства для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Мы даже можем гордиться тем, что приобрели какое-то благосостояние, нашли свое место в жизни. Но в то же самое время, когда у нас все, казалось бы, хорошо, душа наша бывает не на месте, что-то гложет ее, как будто хочется прикоснуться к чему-то более высокому. И тогда мы спрашиваем себя: «Душа моя, чего тебе не хватает, что нужно тебе больше всего?» И она отвечает голосом совести: «Мне нужно приблизиться к Богу и исполнить Его заветы».

Господь говорит нам в святом Евангелии, что жизнь «как все» – это не нормальная жизнь. Для всех живущих на земле это нормальная жизнь, а наша душа хочет другого, чего-то большего. И то, чего она хочет, мы можем увидеть в житии великого и всеми любимого святого Николая Чудотворца, память которого мы сегодня совершаем.

Во времена святителя Николая было много священников, епископов, христиан. Но ни один из них не запомнился и не стал любим столь многими поколениями христиан, как святитель Николай Чудотворец. Почему? Потому что в своей жизни он смог достичь того счастья, о котором так тоскует душа каждого из нас. А в чем это счастье? Не в том, чтобы приобрести себе что-то, не в том, чтобы набить себе холодильник и не в том, чтобы стать очень уважаемым человеком среди своих друзей или коллег. А в том счастье, чтобы открыть себя и свою душу окружающим нас людям.

Это очень нелегко сделать. И каждый знает по своему опыту, что даже родных и близких людей, которые живут с нами в одной квартире, мы не умеем любить так, как хотели бы любить, не умеем прощать так, как хотели бы сами прощать.

Что же мы должны сделать для того, чтобы это, наконец, в нашей жизни случилось, чтоб прорвалось что-то в нашей душе? Мы должны последовать примеру святителя Николая. Он жил очень просто и не сделал в своей жизни чего-то великого, громогласного, а просто обращал внимание на тех, кто нуждается. Просто дарил свою помощь, свою поддержку тем, кто был в беде. Он просто был неравнодушным и это его неравнодушие с каждым добрым поступком все больше и больше открывало его душу и для Бога, и для окружающих людей. Также, как каждый наш грех все больше и больше закрывает нашу душу. Поэтому мы должны стараться хотя бы в чем-то подражать святителю Николаю, единственный смысл жизни которого был — жить ради других людей. Если встает перед нами выбор: сохранить свой комфорт и остаться в удовольствии либо чем-то пожертвовать для того, чтобы кому-то хоть капельку добра принести, будем выбирать второе. Вот в этом настоящая, нормальная жизнь! В этом призвание каждого человека, невзирая, христианин он или нет. Человек не может жить по-другому, потому что именно для этого он и создан. Если мы таким образом настроим свое сердце, если мы будем стараться прежде всего этого искать и к этому стремиться, тогда сердце наше по-настоящему откроется, и мы увидим вокруг себя то, чего раньше не замечали, людей, на которых раньше не обращали внимания. В нашем сердце появится больше внимания, заботы, оно будет становиться все более и более способным воспринять чужую боль и страдание.

Это не сразу получается, невозможно человеку измениться мгновенно. К этому надо идти долгие-долгие годы жизни. Подвиг святителя Николая в том и заключается, что он всю жизнь свою отдал людям.

Когда мы будем молиться этому великому святому, не будем чего-то требовать для себя, чего-то ожидать. Потому что, чего мы достойны в этой жизни?.. Попросим лучше у него самого скромного, самого смиренного дара: открыть нам наше сердце, иногда глухое и равнодушное. Попросим его разбить нашу горделивую самость. Попросим его научить нас, неразумных и безответственных, относиться к окружающим нас людям с большей любовью, с большим пониманием, с состраданием и сопереживанием. И он, как очень чуткий и очень скорослышащий святой, откликнется на нашу просьбу. Тогда по молитвам святителя Бог станет нам намного ближе и откроет путь в Царствие Небесное. Аминь.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго;

Радуйся, Плода безсмертнаго стяжание.

Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца;

радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.

Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот;

радуйся, трапезо, носящая обилие очищения.

Радуйся, яко рай пищный процветаеши;

радуйся, яко пристанище душам готовиши.

Радуйся, приятное молитвы кадило;

радуйся, всего мира очищение.

Радуйся, Божие к смертным благоволение;

радуйся, смертных к Богу дерзновение.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Кто носил во чреве ребенка, тот знает, что ребенок, находясь во чреве, уже начинает откликаться, чувствовать и сопереживать происходящему в жизни матери. Если звучит громкая, тревожная или неприятная музыка, ребенок, еще не зная ничего, уже реагирует, переживая, барахтаясь и выражая свое недовольство. И, наоборот, если что-то хорошее, приятное происходит в окружающей действительности, то ребенок также дает матери знать, что он чувствует и понимает происходящее вокруг. Такой же опыт, а, может, даже большей глубины, мы видим в эпизоде Святого Евангелия, когда святой пророк Креститель и Предтеча Иоанн, находясь во чреве своей матери Елисаветы, почувствовал, что она пришла в дом самой Божией Матери, Преблагословенной Девы Марии, во чреве Которой уже тоже находился Младенец — Христос. И, как пишет автор Великого акафиста в третьем икосе, младенец Иоанн Креститель сразу («абие»)  отреагировал на встречу с Божией Матерью. Автор акафиста говорит, что это его «игранье», то есть простые младенческие движения, уподоблялись благодарственным и хвалебным песням, обращенные к Матери Божией.

Святой Иоанн Предтеча в будущем станет величайшим из всех пророков, выразителем надежд и чаяний всех ветхозаветных людей, ожидавших Спасителя. Строки акафиста говорят, что он,будучи пророком еще во чреве, как бы уже произносит пророческое слово и называет Христа тем словом, которым называли Его часто пророки ­– Благословенной Отраслью, то есть ростком, веточкой, которая, как ожидали, надеялись и чаяли все люди, произрастет из древа израильского народа. Божия Матерь сравнивается с той веткой, на которой вырастет эта благословенная и всеми давно чаемая отрасль.

Далее автор развивает этот образ различными описаниями и хвалениями, обращенными к Божией Матери, но делает это так искусно, что для того, чтобы мы могли почувствовать его хвалебную песнь Божией Матери, нужен молитвенный опыт. Мы все знаем, что когда смотрим на хорошую картину вблизи, то видим перед собой множество мазков художника, из которых каждый ничего сам по себе не значит. Но если мы отойдем подальше и посмотрим на картину целиком, как на единый образ, то поймем, что каждый из мазков, сочетаясь с другими, образует цельную, красочную картину. Также в этом икосе: каждое из обращений к Божией Матери, начинающееся словами «Радуйся», представляет из себя некий штрих, который сочетаясь с другими, развивает и раскрывает один образ.

Икос представляет из себя цельную картину, изображающую то величие подвига, который совершила для нас Божия Матерь. Сначала Она называется отраслью, то есть веточкой, из которой произрос Христос. Далее автор акафиста говорит, что на этой веточке вырос Плод нашей жизни, без Которого мы не можем жить. Но потом следующая строка нам рисует то, что Господь не просто пассивный плод, но Он сам автор этого Плода, Он сам — Господь, Он сам — садовод, Он сам – земледелец, который и вырастил этот Плод. И Божия Матерь с каждым новым обращением к Ней для нас приобретает значение Той, которая взращивает, отдает, дарит нам этот Плод — для нашего спасения. Начиная от сравнения Ее с этой отраслью, автор акафиста говорит нам о том, что этот Плод принес нам очищение душ и благоволение Бога к нам.

Будем же, дорогие братья и сестры, каждое воскресенье, приходя в храм на Великий акафист, переживать каждый образ, который нарисован в этом акафисте словами, как то, что приближает нас к Божией Матери, как то, что делает Ее для нас близкой, понятной, родной, благодаря чему наши молитвы к Ней станут более глубокими, более чистыми и принесут нам большую пользу. Аминь.

18 декабря 2014 г. настоятель Воскресенской церкви иерей Дионисий Мелентьев провел встречи, посвященные грядущему празднику Рождества Христова для младших классов средних школ № 41 и 67 г. Томска.

В школе № 41 силами учащихся была уже подготовлена выставка поделок и рисунков, посвященных празднику. Иерей Дионисий в занимательной форме рассказал детям о событии Рождества Христова, загадывал Рождественские загадки. Живой интерес ребят вызвала легенда о происхождении обычая украшать Рождественские елки. Дети начали задавать вопросы и не касающиеся праздника: о Боге, происхождении человека и ангелов. Было видно, что эти вопросы живо интересуют младших школьников. После беседы были награждены учащиеся, чьи работы наиболее полно соответствуют Рождественской тематике.

Подобная встреча состоялась в этот день и в школе № 67. К сожалению, на тот момент готовых работ было еще мало, поэтому было решено провести встречу со священником, чтобы стимулировать интерес ребят к Рождественскому конкурсу. Иерей Дионисий показал поделки, сделанные руками детей из других школ, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья. После рассказа о празднике все зажглись желанием изготовить рисунок или поделку. Была достигнута договоренность о награждении победителей 25-го декабря.

16 декабря 2014 г. состоялась встреча представителей Воскресенской церкви  с учащимися еще одного подшефного учебного заведения: Физико-математического лицея г. Томска.Иерей Сергий Беляев поздравил всех собравшихся с наступающими праздниками, рассказал о истории и традициях празднования Рождества Христова, вручил поощрительные грамоты наиболее усердным участникам школьного этапа конкурса-фестиваля «Светлый праздник Рождества Христова». Все участники и их преподаватели получили благодарственные письма и памятные иконки Рождества Христова.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение о богатом юноше.

14 декабря 2014 г.

По благословению Митрополита Томского и Асиновского Ростислава 14 декабря 2014 г., в преддверии праздника святителя Николая Чудотворца, который имел особую добродетель милостивого отношения к ближним, во всех храмах Томской епархии прошел сбор средств в помощь нуждающимся жителям юго-восточных областей Украины.

В Воскресенской церкви прихожане собрали в помощь нуждающимся 35 000 р. Спаси Господи всех, кто внес свой вклад в общее дело!

Воскресенская церковь г. Томска по благословению Митрополита Томского и Асиновского Ростислава несет ответственность за методическую и консультативную поддержку преподавания Основ православной культуры и духовно-нравственного развития школьников в восьми школах г. Томска: № 5, 38, 45, 36, 67, Томском физико-техническом лицее, № 41 и 14 (распоряжение № 224/1-Р от 01 мая 2013 г.).

В преддверие великого праздника Рождества Христова по инициативе церкви в подфешных школах ученики стали изготавливать поделки и рисунки для ежегодного Рождественского фестиваля. Чтобы поощрить участников и выбрать лучшие работы для фестиваля, представители Воскресенской церкви до Нового года посетят все школы с подарками и поощрительными грамотами.

11 декабря исполняется 20 лет со дня ввода российских войск в Чечню, положившего начало кровопролитному военному конфликту, унесшему много жизней. По просьбе преставителей Томского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов в Воскресенской церкви была совершена панихида по всем православным воинам, скончавшимся в Чеченских войнах, а также в других горячих точках.

8 декабря 2014 года состоялось освящение санатория-профилактория при Национальном Исследовательском Томском Политехническом Университете. Освящение совершил клирик Воскресенской церкви г. Томска священник Сергий Беляев. На освящении присутствовал главный врач медицинского учреждения Янов Сергей Анатольевич и сотрудники учреждения.