Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

«Блаженны невидевшие и уверовавшие»

На Святой горе Афон твоя вера словно материализуется, приобретает плоть и кровь. Во первых, ты видишь перед собой те самые прославленные во всем мире чудотворные иконы, о которых можно было до этого только прочитать, либо помолиться перед списком с них. «Троеручица», «Иверская», «Скоропослушница», «Отрада и утешение». Во вторых, в каждом монастыре для поклонения выносили ковчеги не с частицами, а с главами или отдельными косточками великих святых: великомученика Пантелеимона, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Григория Нисского, святого Иоанна Предтечи, великомученицы Екатерины, бессребреников Космы и Дамиана и множества других не менее известных древних святых. Когда в очередной раз мы прикладывались к ряду из нескольких ковчегов с мощами святых, вдруг подумалось не только о религиозном, но и воспитательном смысле поклонения мощам. Перед тобой как будто встают и свидетельствуют как живые о своей вере величайшие святые. Их подвиги, отделенные от тебя множеством веков, становятся близки и вызывают преклонение. Перед лицом останков святых подвижников невозможно оправдаться в собственной духовной лени и расслабленности. Мощи святых проповедуют о Христе своей бессловесной, но проникающей в глубину души проповедью.

Среди множества святынь Афона в сердце остались яркие воспоминания о нескольких, через которые Господь явным образом показывает нелепость наших сомнений в вере.

Болгарский монастырь на Афоне Зограф (греч. «Живописец») получил свое название от удивительного случая, происшедшего здесь в X в. Основатели монастыря, выходцы из Болгарии, не могли прийти к общему решению – в честь кого освятить новопостроенный главный храм обители. Тогда они решили положиться на волю Божию и оставили в запертом храме подготовленную иконную доску. Придя на другой день в храм, они увидели на доске образ святого Георгия Победоносца. Слава об этом чуде распространилась по всей Святой Горе. От него и пошло название монастыря.

Позднее один греческий епископ, посетив Зограф, засомневался в правдивости истории появления образа. Подойдя неблагоговейно к иконе, он произнес: «Это и есть та самонаписавшаяся икона? Да я сотру сейчас с нее краски», после чего нагло ткнул в нее своим пальцем. В этот момент произошло чудо: деревянная икона смягчилась, и палец недоверчивого епископа глубоко проник в образ святого. Исполненный удивления и пораженный страхом, он попытался отнять руку, но не смог этого сделать. Несчастному пришлось отрезать палец. Часть фаланги, утонувшая в образе святого, навсегда осталась в иконе в поучение другим. И сегодня можно увидеть следы произошедшего чуда. Нам рассказывали, что недавно икону обследовал один врач, и он подтвердил, что в иконе действительно присутствует часть человеческого пальца.

А в монастыре Ватопед находится фреска – образ Богородицы «Есфагмени» («Закланная»), имеющая также очень интересную историю. В одно время в главном храме монастыря нес послушание пономаря молодой монах. Извиняясь своей занятостью, он имел привычку опаздывать на трапезу, невзирая на замечания братьев-трапезарей. Однажды после длительного ночного бдения, он опять опоздал. Трапезарь, чтобы проучить его, отказал ему в пище, сказав, что ничего не осталось. Тогда, охваченный бесовской уязвленной гордостью, он вернулся в храм и достав нож, которым счищал воск с подсвечников, подошел к этому образу Богородицы и в яростном гневе произнес: «Сколько я тебе служу, и ты даже не побеспокоилась накормить меня!». После этого он ударил в ланиту Пресвятую Деву, и из нее сразу брызнула кровь. При виде струившейся крови иконоубийца стал как помешанный и затрепетал. Пораженный слепотой, он упал без чувств. Очнувшись, он покаялся и в течение многого времени со слезами просил прощения у Пресвятой Богородицы. Она услышала его молитвы, и зрение вернулось к нему, но левая рука, которой он ударил в икону, отсохла и не двигалась. Когда его похоронили, по афонскому обычаю останки его выкопали по прошествии трех лет. По цвету костей обычно определяют, какую жизнь провел данный монах: если кости желтые, то богоугодную; черный цвет означает знак осуждения Господня. Когда извлекли останки этого пономаря, то все увидели, что кости его имели желтоватый оттенок, и только левая рука почернела и отдавала зловонием.