Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»

(2 Пет. 3,8)

На Афоне как нигде живо ощущаешь правдивость высказывания апостола Петра об относительности времени пред Богом. Время здесь как бы останавливается, вернее оно сбрасывает с себя ту несвойственную ему ценность, которой мы так неразумно его наделяем.

В первый раз это почувствовалось, когда я переступил впервые порог храма в сербском монастыре Ватопед. Обычно вход в храм совершается постепенно: сначала мы заходим в притвор, прикладываемся к иконам, молимся, затем только с уже подготовленной душой входим в сам храм. Но так получилось в первый день нашего пребывания на Афоне, что времени до вечернего богослужения оставалось много, и я решил прогуляться по территории монастыря и рассмотреть его. Подойдя к храму, я с удивлением обнаружил, что одна из боковых дверей приоткрыта. Нетерпение и любопытство взяли верх, и я зашел внутрь. И вдруг, неожиданно, внезапно попал в другой мир, как будто совершил скачок назад во времени. Старинные иконы, резной древний иконостас, фрески на стенах – все это создавало такое ощущение, как будто выскочил из обычного течения времени. Внутри было необычайно тихо. Храм, в который я вошел, как я потом узнал, посвящен Введению во храм Божией Матери и построен на месте старого в 1290 г.

Я стоял на месте, стараясь не шелохнуться. Вдруг что-то заставило посмотреть назад. За моей спиной оказалась та самая чудотворная икона «Троеручица». Действительно, читая сказание о ней, понимаешь, как легко Господь уничтожает любые временные и пространственные расстояния. Всем известна история о том, как горячая преподобного Иоанна Дамаскина молитва перед этим образом, хранившимся в его молитвенной комнате, сотворила чудо: отрубленная по злому наговору его рука оказалась исцеленной. Но случилось это в начале VIII в. в Сирии. Каким же промыслом икона очутилась и сохранилась по сей день на Афоне в сербском монастыре, который на первый взгляд не имеет отношения ни к Сирии, ни к преподобному Иоанну Дамаскину?

Оказалось, что преподобный Иоанн Дамаскин был погребен в Иерусалиме, в Лавре преподобного Саввы Освященного. Умирая, святой Савва Освященный завещал ученикам отдать по его знаку свой посох только соименному ему пришельцу, который по прошествии многих лет посетит его обитель. Прошло более шести столетий, и вот в Лавру пришел во время своего странствия по Святой земле основатель сербского монастыря на Афоне святитель Савва Сербский. К ногам этого инока, убогого с виду, сама собой падает посох. Так случалось несколько раз, и изумленная братия увидела в этом обещанный знак. В знак уважения, монахи отдали святителю Савве не только посох преподобного Саввы Освященного, но и святыни, связанные с преподобным Иоанном Дамаскиным – икону «Троеручица» и его посох. Так эти святыни оказались на Афоне.

У колодца святого Саввы Сербского.

 

Когда святителя Савву рукоположили во епископа Сербского, он взял икону с собой в Сербию, где она пребывала до начала XIV в. При возникших смутах благочестивые сербы, желаю спасти икону как самое дорогое, что у них было, возложили ее на осла и отпустили его на волю Божию. Тот, как повествует предание, дошел сам до Святой горы Афон и остановился только у Хиландарской обители. Когда с него сняли икону, он упал замертво.