На Сретенском вечере в Воскресенской церкви одним из заданий было предложить вопросы, которые больше всего затрудняют людей, вызывают проблемы и трудности в их духовной жизни. Так как на самом вечере ответить на них не хватило времени мы предлагаем Вашему вниманию подготовленные ответы ведущих вечера - протоиерея Марка Рыбникова и иерея Дионисия Мелентьева. Публикация будет обновляться.

 

Вопрос: Если на исповеди покаялся в грехе, но он все еще мучает, надо ли на каждой исповеди в нем каяться?

Ответ иерея Дионисия: Каждый грех - как рана, нанесенная нашей душе. На исповеди мы избавляемся от греха, причинившего нам эту рану. Если грех даже не повторяется, сама рана остается, саднит и мучает человека, терзает его совесть. К этому надо быть готовым. Виноват в грехе сам человек, он же и должен нести ответственность. Он же должен быть готовым понести эти страдания как свой крест, как исцеляющие муки, данные Богом для того, чтобы к этому греху мы больше никогда не вернулись.

Ответ протоиерея Марка: Если после покаяния Вас посещают мысли о грехе, есть вероятность того, что Вы не вполне осознали этот грех и его влияние на Вашу жизнь. Со временем сознательного активного изменения Вашей жизни по заповедям Христовым, молитве Церкви за Вас и Вашей домашней молитве, Литургическому общению Вы будете открывать взаимосвязь и причину грехов, которые тяготят Вашу душу. Это естественный процесс духовного возрождения, которого не стоит смущаться.

 

Вопрос: Мои родные и знакомые, кто не ходит в храм, меня не понимают, осуждают, смеются, говорят "Молодая, зачем ходишь?". Надо ли им вообще говорить, что я хожу в церковь? И как себя с ними вести?

Ответ протоиерея Марка: Если Ваши родственники знают Вас, как верующего христианина,- не слова, а сама Ваша жизнь свидетельствует о Вашем решении служить Богу. Ваши поучения могут не достигнуть цели, потому что в глазах родственников вы выглядите «считающей себя особенной» без «особенных на то причин», что может быть причиной их раздражения. В таком случае я бы не советовал каким-либо внешним образом акцентировать внимание родственников на Вашу святыню. Также, Ваша внутренняя жизнь не освобождает Вас от обычных домашних и общежительных обязанностей.

Ответ иерея Дионисия: Я также был в Вашем положении. Когда начинал ходить в храм, мои родственники иногда смотрели на меня с недоумением, иногда и с раздражением. Помню, что один раз даже обидел свою бабушку своим черезчур уж фарисейским "праведным" отношением к ее угощению, о чем до сих пор горько сожалею. Но потом разговор с одним мудрым священником отрезвил меня. Он сказал: кушай, все, что тебе дают, потому что дают с любовью, а дома постись. Так я и поступал потом. Ну а уж если смеются и издеваются над Вашей верой, а Вы ведете себя кротко и стараетесь не обижаться, тогда утешением для Вас будут слова Спасителя, над Которым тоже издевались: "Блаженны Вы, когда поносят Вас... имене Моего ради".

 

Вопрос: Некоторые бабушки лечат молитвами детей, ходят в церковь, причащаются и говорят, что их благословили лечить. Можно ли у них лечиться?

Ответ протоиерея Марка: Лечиться у каких-либо бабушек (особенно молитвами) Церковь не благословляет (это неверие в молитвы всей Церкви, Которая явно больше любого количества бабушек). 

Ответ иерея Дионисия: В таких случаях, я думаю, нужно уточнить кто именно их благословил лечить молитвами и поговорить с этим батюшкой. Наверняка окажется эта информация ложной или не совсем правдивой.

 

Вопрос: Как советуете поступать, когда видишь, что священник служит и Богу и маммоне? Молиться за него и только? Или высказать ему свое мнение об этом, чтобы Церковь соответствовала тому, что написано в Евангелии. Или же молчать, чтобы не смущать никого из прихожан? Как можно доверять проповеди священников, которые сами в своей жизни не делают того, о чем проповедают?

Ответ иерея Дионисия: Господь сказал не судить, чтобы самому не быть судимым. Очень часто в последнее время мы делаем о людях скоропалительные выводы, которые сразу же развенчаются, как только мы поближе познакомимся с этим человеком и узнаем, чем он живет. А священников оценивать и судить еще опаснее, потому что нам совсем не видна его внутренняя духовная жизнь. Единственное, что я знаю твердо: у Бога нет единой мерки ко всем. К каждому Он подходит индивидуально. Если Вы пришли в храм не к священнику, а к Христу, тогда Он и укажет Вам Своего истинного служителя. Таковых в Церкви много. Я лично знаю их даже в нашем небольшом городе.

 

Вопрос: Господь сказал, что спасется тот, кто крестится и причащается? А если человек даже не крещеный, но он в своей жизни спас другому жизнь. Спасется ли он?

Ответ протоиерея Марка: Господь не дал Церкви ключи от ада, поэтому мы не можем в аду кого-нибудь запереть. Господь дал ключи от рая своим последователям, поэтому мы можем войти в Царство Божие, если не ослабеем. Нам не дана возможность решать, за тех , кто не хочет входить в Его Царство, это было бы нарушением их воли. Нам не дано решать за Бога – это было бы нарушение Его воли. Нам дана возможность работать со своей волей, а остальное из области фантазии. А духовное трезвение подразумевает, в том числе, не фантазировать о том что от нас сокрыто.

Ответ иерея Дионисия: Мне такой вопрос никогда не приходил в голову. Зачем им задаваться? Ведь так много у нас своих внутренних духовных проблем и так мало времени жизни, чтобы даже часть из этих проблем начать решать... В конечном итоге главный наш враг - мы сами.