Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

28 августа, в двунадесятый праздник Успения Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, Божественную Литургию в нижнем приделе Воскресенского храма, по случаю престольного праздника, возглавил Митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко); игумен Богородице-Алексиевского монастыря Кирилл (Умрилов); настоятель храма иерей Дионисий Мелентьев и духовенство храма.  Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.

По окончании Литургии митрополит Ростислав поздравил духовенство и прихожан с двунадесятым праздником – «Богородичной Пасхой» и престольным днем и обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Проповедь митрополита Томского и Асиновского в престольный праздник Воскресенской церкви - праздник Успения Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии

В сегодняшнем евангельском повествовании говорится о двух женщинах, сестрах праведного Лазаря - Марфы и Марии, которые приняли Христа-Спасителя у себя в доме. Одна из них, Марфа, старалась угодить Христу внешним служением, заботясь об обильном угощении, о достойном внешнем приеме. В то время как Мария сидела у ног Спасителя и старалась не пропустить ни одного Его слова, которое сходило с Его уст. И когда Марфа пожаловалась Господу, и сказала: «Почему Мария слушает твои поучения и оставила меня одну служить по хозяйству?», то Спаситель, обращаясь к ней, сказал: «Марфа, Марфа ты заботишься о многом, но одно только на потребу, и Мария избрала благую часть, которая от нее не отнимется».

И вот после того, как евангелист Лука предложил нашему вниманию эту трогательную назидательную историю, мы слышим еще один эпизод сегодняшнего евангельского чтения, когда из народной толпы, которая всегда окружала Христа-Спасителя, послышался голос женщины, прославляющей не только самого Спасителя, сколько Его предшествование: «Блаженно чрево Тебя носившее и сосцы Тебя питавшие». Это было одно из первых прославлений Божией Матери.

И вот сегодня, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, и мы прославляем Царицу Небесную. Прославляем Её словами Архангела Гавриила, но не теми, которые Архангел принес с небес чистой и непорочной Деве в день благовещения. А теми, которые снова, вторично уже Архангел Гавриил принес Деве Марии накануне Её успения, когда, будучи посланным Богом, Он пришел к Деве Марии и снова сказал Ей: «Благодатная, обрадованная, радуйся, с тобою Господь, подаяй верою велию милость». И он возвестил Ей о том, что наступило время исшествия из этого мира Царицы Небесной.

Праздник Успения Божьей Матери особенно любим нашим благочестивым русским народом. И для этого есть причина. Во-первых, некоторые задаются вопросом: «А почему, собственно, Успение Божьей Матери, является праздничным днем»? Причем праздничным не только у нашего русского, православного народа, но и у других народов. До сих пор в странах Западной Европы и Латинской Америки День Успения Божьей Матери является выходным днем, национальным праздником, когда люди освобождены от работы для того, чтобы иметь возможность посетить Храм Божий. Так, выходным этот день является в Греции, на Кипре, в Италии, в Португалии и в других некоторых странах. Для этого тоже есть своя причина. Этот день, когда, казалось бы, Матерь Божья покинула землю, должны были бы мы плакать и скорбеть, как печалится человек, у которого скончались близкие родственники. Но Церковь радуется и веселится, и праздник устроила, потому что в этот день мы не потеряли Матерь Божью, не разлучились с Ней. Но Она в этот день, преставившись от земли на Небо, встала пред престолом Божиим, а, следовательно, стала ближе к каждому человеку на Земле. И как говорил преподобный Андрей Критский: «Когда Она на Земле жила, то Её окружала пусть и большая, но все-таки ограниченная группа людей, тот, кто жил в Иерусалиме. Но когда Она предстала пред Царем Небесным, перед Его престолом, то там Она стала близкой и доступной для всех, кто обитает на Земле, и близких и дальних, стала Матерью-заступницей и покровительницей всех христиан. Поэтому праздник Успения - это не праздник разлуки, а праздник близости к нам Божьей Матери».

И вот, Божья Матерь засвидетельствовала эту свою близость к каждому христианину, в том числе и на нашей русской Земле. Почему и праздник Успения Её особенно любим был в нашем народе. Так, на заре христианства в нашей стране, вскоре после того, как Русь просветил в святом крещении Святой Равноапостольный князь Владимир, Ею на киевских горах возник один из первых, славных монастырей, основанных преподобным Антонием Печерским. Это Киево-Печерский монастырь, ставший впоследствии Лаврой. Монахи первоначально жили в пещерах, которые выкопаны были в горах на берегу Днепра. Но когда монастырь разрастался, то монахи не умещались уже в подземной тесной церкви, нужно было церковь строить большую. Денег не было, монахи жили очень-очень скромно. Не было хороших архитекторов - на Руси тогда еще и не умели строить величественных храмов. И преподобный Феодосий Печерский, который следил за угодьями Преподобного Антония, усердно молился Богу и Святой Богородице для того, чтобы Она сама решила вопрос со строительством Храма. И Матерь Божья откликнулась. В то время в Константинополе жили двенадцать выдающихся зодчих, архитекторов-строителей, и им однажды явилась сама Пресвятая Богородица и вручила им, во-первых, средства для строительства храма в Киеве. Во-вторых, вручила им Свой пояс, которым они должны будут размерить ту местность, ибо Матерь Божья указала и размеры этого Храма, который должны соответствовать размерам Ее пояса. И им же вручила Царица Небесная икону Успения Своего.

С этой иконой зодчие сели на корабль и поплыли в далекий для них тогда от Константинополя и где-то опасный Киев. Когда корабль уже отправился в путь, зодчие пришли в смятение: «Куда мы едем? К незнакомому народу, в незнакомую местность. Там говорят на другом, не на греческом языке, мы не сможем там общаться. Что нас ждет? Может быть нас ждут злые неприветливые люди»? И зодчие решили развернуть корабль и вернуться назад в Константинополь. Но в это время произошло чудо: корабль против течения поплыл в сторону Киева и, таким образом, зодчие прибыли в Киев, пришли к Преподобному Феодосию и сказали: «Сама Царица Небесная прислала нас к тебе, чтобы воздвигнуть Храм Божий». И был построен Храм, эта великая Успенская Церковь Печерская, главной святыней которой и стал образ Пресвятой Богородицы, который вручила зодчим сама Пресвятая Богородица. Когда зодчие построили Храм, то и сами приняли монашество в Киевской Лавре, и там скончали свои дни. И были потом погребены в пещере Киево-Печерской Лавры, где до сих пор почивают их нетленные мощи. И тот, кто, может быть, бывал в Киево-Печерской Лавре и посещал, так называемые, Ближние пещеры, тот видел там нишу, где лежат мощи двенадцати этих зодчих Великой Церкви - Церкви Успения Божьей Матери, которую они воздвигли на русской земле.

С тех пор пошла традиция главные Храмы русской земли посвящать Успению Пресвятой Богородицы. Так, Успенские Храмы воздвигнуты в Почаевской Лавре, в Московском Кремле. Главный Храм Московского Кремля и всей России - это Успенский Храм. Во Владимире, на Клязьме, который хоть и непродолжительное время, но был столицей русского государства, - и там также был построен Андреем Боголюбским Успенский Собор. Не исключением была и наша томская земля, где тоже было много Успенских Храмов. К сожалению, в годы богоборчества большинство из них были разрушены дерзкой рукой врагов. Но некоторые сохранились. Один из них тот, в котором мы сейчас молимся - это нижний придел Воскресенской Церкви, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Этот Храм напоминает нам о том, что Матерь Божья с нами. Матерь Божья покрывает нас и защищает, молится за нас, а значит, счастливы мы, ее чада, кто имеет такую ходатаицу и заступницу, молитвенницу на Небесах. Пусть покров Царицы Небесной всегда покрывает каждого из нас. Аминь.

 

Источник Православие в Томске