Мы приближаемся ко времени Великого поста. В Священном Писании в известной притче говорится о двух людях, которые зашли в храм помолиться. Один из них был мытарь, а другой — фарисей. Фарисей, зайдя в храм, начал говорить Богу о том, что он не такой человек, как все остальные, о том, что он не пьяница, не блудник, о том, что он постится, как положено, приносит храму десятину. И вроде бы он всё делает правильно, он — хороший человек и даже лучше того, который вместе с ним зашёл в храм. А мытарь был сборщиком подати, и многие жители не любили его, потому что эти люди брали больше, чем положено, забирали буквально последнее. Но мытарь, зашедший в храм, не стал оправдываться перед Богом, не стал говорить Ему, что собирает подать не специально. Он просто говорил Богу:«Боже, буди милостив мне грешному» и ударял себя в грудь. Фарисей же, напротив, перечислял Богу все свои заслуги. Но он забыл учесть, что в первую очередь Господь является Милостью. И, как известно, в Царство Небесное первыми вошли не священники того времени, не праведные люди, а разбойник, который находился рядом со Христом на кресте. На кресте распинали тех, кто был настолько для людей омерзительным, что им находили самое последнее, самое позорное наказание — распятие на кресте. Господь сказал, что из храма вышел оправданным не фарисей, а мытарь, который совершил очень много грехов и раскаивался в них, прося у Бога прощения.

29 января неподалеку от города Томска, в селе Зоркальцево Томского района, был освящён восстановленный храм в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». История этого храма и его восстановления во многом поучительна для нас. Ещё в XIX веке он был воздвигнут силами и чаянием жителей деревни Зоркальцево, которые молились Господу и стремились, чтобы в их деревне обязательно был храм. Он получился красивый, благолепный, вместительный и для деревенского храма очень даже внушительного размера.

В субботу вечером после вечернего богослужения мне необходимо было зайти в другой храм, находящийся в нашем же городе. Когда я зашел в него, то увидел, что воскресное Богослужение, которое совершается в субботу вечером, собрало множество народа. Практически все они были прихожанами, каждый друг друга знал, друг с другом здоровался, приветствовал. И мне стало немного грустно, потому что в нашем храме в этот вечер было мало прихожан. Пришли люди, которые хотели набрать святой крещенской воды: они зашли в храм, стояли на службе, а наших верных прихожан было мало. Кто-то, может быть, устал после тяжелой недели и, сказав себе: «Мне необходимо отдохнуть», не пошел в храм.

 Совсем недавно мы встретили великий праздник Крещения Господня. Церковь, готовя наше сердце, готовя нашу душу к его переживанию, напоминала нам о главном – ради чего Господь был крещен в реке Иордан, ради чего Креститель Господень Иоанн проповедовал Его пришествие. Ведь ничего из событий, описанных в евангельской истории, не происходило без самой важной и значимой цели — ради спасения каждого человека. Поэтому каждое событие в Евангелии, в том числе и Крещение Господне, тоже связано с духовной жизнью и спасением каждого из нас.

Источник - "портал Православие.ру"

 

14 января — Обрезание Господне

 

Иеромонах Ириней (Пиковский).

Слово на Обрезание Господне.

 

На второй день после Праздника Рождения Господа нашего Иисуса Христа мы вспоминаем события, которые последовали сразу вслед за рождеством Спасителя. Если на богослужении днем ранее Евангелие повествует о том, как Господь был повит пеленами и положен Своей Матерью в ясли, и это вызывает у нас умиление, радость, то последующее повествование приносит с этой радостью еще и трезвое, даже, может быть, устрашающее напоминание о том, что Господь, Который не забыл человеческий род и пришел его спасти, в этом мире не находит ничего, кроме людской злобы. Конечно, рядом были самые близкие: Его Матерь, старец праведный Иосиф — Ее обручник, были волхвы, которые пришли поклониться Спасителю, были чистые сердцем пастухи, удостоившиеся слышания ангельского гласа. Но это были всего лишь несколько человек! Мир принимает Спасителя злобой, и мы слышим об этом в Евангельском повествовании, потому что первое, что захотел сделать царь Ирод, правивший в стране, где родился Спаситель, это убить Младенца. Для этого он использует все средства: обман, притворство и, когда видит, что не удается его замысел, то посылает в дикой безумной злобе приказ уничтожить в городе Вифлееме и в его окрестностях более 40 тысяч невинных детей.

В первый день нового года, когда мы преодолели ещё одну временную ступень и вступили в новый год от Рождества Христова, мы слышим в храме первые весточки грядущего праздника — рассказ о грядущем событии рождения Господа и Спасителя мира. От этого наши сердца преисполняются благодарности за все милости Божии, которые Он излил на нас в истекшем году: за то, что Он, не взирая на наши грехи, на нашу неверность, за наше подчас забвение о Нём, всё равно милует нас, жалеет, принимает с нашими грехами, с нашими ошибками, с нашими несчастьями, которые мы сами себе навлекаем. Господь нас принимает и все равно любит. И за это мы Ему благодарны.

Для каждого из нас Господь предложил притчу о некоем господине, решившем устроить вечерю, то есть пиршество, трапезу, на которую он пригласил своих дорогих близких. Так же и мы, когда хотим пообщаться с кем-то из наших близких, родственников, друзей, с которыми хотим поддерживать отношения, с кем хотим дружить и быть близкими, приглашаем их к себе домой в гости и накрываем трапезу для того, чтобы через это угощение человек почувствовал нашу любовь, нашу заботу. И поэтому самым важным в этой трапезе была не еда, а отношение человека готового предложить её в качестве подарка, в качестве угощения. И он послал к близким и дорогим ему людям своего раба, вестника, с приглашением.

Как часто мы замечаем в себе или в окружающих нас людях, что то чувство, та вера, та любовь, которые в нас когда-то горели, которые согревали и давали нам смысл и счастье, вдруг начинают ослабевать. Мы помним себя, когда мы начинали приходить в храм, помним, как с горячностью, любовью и усердием участвовали в богослужениях, возносили молитву. Но проходит какое-то время и вдруг это усердие, эта теплая и горячая вера начинают ослабевать.

Каждый из нас в своей духовной жизни испытывал моменты, когда ему было очень тяжело. Казалось бы, в нашей жизни всё не так уж трагично и есть за что благодарить Бога, но душу охватывает такая тяжесть, такая неизбывная тревога и страх, что не можешь найти утешения, облегчения ни от кого, даже в молитве. Благодаря этому чувству мы можем понять женщину, о которой повествует один из евангельских отрывков. Эта женщина была одной из многих, которых исцелил сам Господь Иисус Христос. Однако её случай отличался особой трагичностью, потому что она большую часть своей жизни была мучима тяжкой и невыносимой болезнью: всё её тело скрючилось, согнулось так, что она не могла выпрямиться, вздохнуть свободно.