Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение об исцелении скорченной женщины.

7 декабря 2014 г.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Евангелие от Луки 13:10-17).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Далекие от Церкви люди обычно редко приходят в храм и видят церковную жизнь лишь с внешней стороны. По этой причине они зачастую судят преждевременно, говоря, что в церковной жизни всё уныло, безрадостно, а прихожане исполнены той же печалью.

Каждый, кто испытывал в своей душе радость обретения веры и встречи с Богом, может сказать таковым, что, напротив, жизнь верующего человека наполнена огромной, настоящей и подлинной радостью! И Священное Писание просто преисполнено свидетельств и призывов к тому, чтобы каждый из верующих людей действительно пережил в своей жизни и постоянно испытывал такую христианскую радость.

Об этом свидетельствует и евангельский отрывок, который мы читали сегодня. Простая женщина, которая страдала от тяжкого недуга целых восемнадцать лет: была скрючена и не могла нормально передвигаться, благодаря молитве и своей вере, благодаря тому, что она увидела во Христе своего Спасителя и Избавителя, неожиданно избавилась от своего недуга и, освободившись от него, почувствовала необыкновенную радость. И все окружающие люди, кроме лицемерных фарисеев, которые гордились тем, что они соблюдают закон и могли указывать всем, в том числе и Христу, как нужно его исполнять, все они, как свидетельствует Священное Писание, обрадовались «о всех славных, бывших от Господа».

И если мы почитаем апостольские послания, в частности, апостола Павла, мы убедимся, что христиане всегда призываются к радости. «Радуйтесь, — пишет апостол Павел, — и ещё раз молю вас – радуйтесь всегда о Господе». И в другом месте своих посланий он пишет: «Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, милосердие, воздержание…» На втором месте, сразу после любви, стоит радость, как обязательный признак и критерий верующего человека. Если в нашем сердце нет этой радости духовной, значит, нет у нас плодов духовной жизни. И Сам Господь говорит, обращаясь к каждому из верующих в Него: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на небесех».

«Всегда радуйтесь», — пишет апостол Павел, и такой призыв к постоянной радости может показаться странным, ведь все мы привыкли, что какие-то хорошие или счастливые события в нашей жизни приносят душе радость, и, напротив, если мы претерпеваем что-то горестное или трагичное, то радость сразу же теряется и в душу вселяются уныние, расстройство, горечь. То есть мы привыкли к тому, что наше духовное состояние, духовное настроение зависит от обстоятельств нашей жизни. Узнали мы, что выиграли в лотерею миллион — обрадовались. Узнали вслед за тем, что это ошибка — сразу же огорчились.

Но христиане призываются к другому, более мудрому и глубокому отношению к своей жизни. Не к тому, чтобы зависеть от окружающих обстоятельств и быть некоей щепкой, которую мотает на волнах туда-сюда, а к тому, чтобы самому быть хозяином своей жизни, чтобы владеть своим внутренним состоянием, отношением ко всему происходящему вокруг. Мы можем убедиться в этом на простом примере. Когда мы встречаем человека, с которым дружны и которого давно не видели, то чувствуем в сердце радость: мы готовы его обнять, расцеловать, поприветствовать хорошими словами. И наоборот, если встречаем человека, на которого обижены, или который невольно принес нам какие-то огорчения или разочарования, мы, даже не показывая ему этого в силу своей воспитанности, всё равно испытываем в сердце огорчение, боль или раздраженное чувство. А если мы со временем обижаемся на все большее число людей, а тех, которые могут принести нам радость, при этом становится все меньше, то получается, что у нас остается всё меньше поводов для радости. Обиделись на одного, второго, третьего человека — и всё. Мы сами убиваем свою радость! Казалось бы, парадокс: человек стремится к радости, мечтает, чтобы в его жизни ее было больше, а в то же самое время своими словами, своими обидами, злым отношением к окружающим лишает себя ее.

Убивает радость также и грех. Самый обычный, распространенный в народной среде метод выйти из состояния уныния, горести: «Выпей!» Но все мы знаем, что алкоголь после кратковременной эйфории, которую он приносит, вслед за собой оставляет куда большее разочарование, куда большее уныние и опустошение в душе человеческой. И большинство самоубийств происходит именно в состоянии алкогольного опьянения. Именно поэтому грех пьянства, грех склонности к алкоголю не приносит душе человека радость, а наоборот, вселяет в неё ещё большее уныние и опустошение.

Ропот также враг радости. Мы часто жалуемся, как нам в жизни тяжко, жалуемся на Бога, Который не приносит в нашу жизнь те или иные блага, на которые мы рассчитываем, жалуемся на людей, начиная от Президента и заканчивая нашими соседями. Постоянно в душе испытываем недовольство и раздражение по отношению ко всем, складывая свою вину на других, и от этого в нашей жизни вообще исчезает повод для радости. Потому что окружают нас именно эти соседи, на которых мы обижаемся, именно эти наши близкие, супруги, дети, на которых мы постоянно ворчим и по отношению к которым испытываем недовольство. Никто нам не даст других близких, другое начальство и другое правительство! Только мы сами можем, преодолев свою обиженность и свое вечное недовольство и озлобление, сотворить что-то хорошее в этой жизни. Прийти на помощь соседу, когда ему будет плохо, и обрести в его лице искреннего друга вместо врага; помочь своим близким, когда видим, что они одиноки или в чём-то нуждаются, выйти к ним навстречу. И тогда вместо озлобления, ропота и недовольства поселится теплое, хорошее отношение к нашим ближним.

Но для того, чтобы сердце наше и отношение к миру изменились, необходимо покаяние. Часто говорят, что христиане отнимают у себя радости жизни: нельзя им есть то, пить это, нельзя делать что-то. Но покаяние, напротив, освобождает нас от всего, что убивает радость. Оно уберегает от грехов, открывает наше сердце.

Покаяние открывает в нас гораздо более широкое видение этого мира. Если мы в своем недовольстве жизнью видим только её кусочек, только окружающую нас действительность и ничего более, то мы в этой клетке и будем находиться всю свою жизнь, выражая недовольство всеми и всем. Но если мы покаянием очистим своё сердце, то увидим, что вокруг нас есть не только окружающие нас обстоятельства. Над нами есть Господь, а рядом с нами – святые. Рядом с нами есть и наши близкие, которые хотят нам добра: живые и те, которые уже ушли в мир вечный — они тоже смотрят на нас. Мы не видим ни Господа, ни святых, ни наших усопших близких, но они видят нас. И мы, может быть, не видим ту радость, которую Господь приготовил для нас в Царствии Небесном, но мы знаем о ней. Для нас эта радость реальна, потому что мы поверили Христу, потому что мы увидели Его воскресение нашими духовными очами, потому что в нашей жизни есть Христос воскресший. Значит, и есть смысл в этой жизни, даже с её трагическими, может быть, обстоятельствами, с её лишениями и скорбями, с её трагедиями, которые приносят нам пользу, очищают, пробивают броню нашего эгоизма, нашей самодостаточности, чтобы нам открыться Богу, миру и людям, и тогда испытать подлинную, непреходящую и всегдашнюю радость о Боге.

Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева.

30 ноября 2014 г.

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Евангелие от Луки 12:16-21).

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня в евангельском чтении мы слышали известное повествование о человеке, у которого в один год выдался настолько большой урожай, что не вмещался в житницы, то есть хранилища для зерна. Тогда этот человек решил построить ещё большие житницы и, когда весь урожай был собран, сказал самому себе, что теперь хлеба ему хватит на долгие годы, а душе своей: «Покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь ответил ему: «Безумец! В эту же ночь возьмут у тебя душу твою». И человек, который рассчитывал на то, что впереди его ждут долгие годы благоденствия и что ему больше не нужно беспокоиться о хлебе насущном, лишился жизни в ту же ночь.

Казалось бы, мы прилагаем усилия для того, чтобы не оказаться в состоянии такого безумия. Мы хотя бы говорим себе, что не в деньгах счастье. Мы убеждаем себя в том, что наша душа должна жить, полагая цель и смысл в чём-то высоком, и считаем, что мы не такие материалисты, как многие люди вокруг нас. Но только ли в деньгах полагает иногда человек своё богатство? Очень часто закрадывается в душу опасное искушение, когда мы начинаем ценить что-то, что также, как деньги, быстро заканчивается, и тогда оказываемся на месте безумца из прочитанного евангельского отрывка. Например, мы очень ценим авторитет и уважение со стороны окружающих нас людей и для того, чтобы добиться даже очень легковесного уважения или быть в центре внимания, пускаемся на крайние средства. Иногда человек даже надевает на себя маску общего шута или маску циника, который относится ко всем высокомерно, осуждая, высмеивая и издеваясь над всем, что для других ценно. Но такая легковесная слава очень быстро проходит. Если у человека действительно что-то случается в жизни, и он оказывается в какой-то проблеме, те друзья, которые так легко и весело с ним смеялись и проводили время в забавах, на поверку, бывает, оказываются предателями. Потому что вместе веселиться и смеяться над чем-то очень легко. Но что-то реальное сделать и помочь человеку, когда ему трудно, когда ему одиноко, когда он находится в очень тягостном положении, для этого требуется труд души, на который такие люди зачастую не готовы. И тогда человек теряет это богатство, оказывается один. Ведь часто люди, надевающие такие маски, внутри оказываются очень одиноки. И к ним также обращён голос Божий: «Безумец! В чём ты полагаешь своё богатство?»

Случаются и другие ситуации, когда мы полагаем богатство в наших талантах, в физической красоте или привлекательности, в способности привлекать внимание ближних. Талантов может быть много, но искушение одно — быть в этом самодостаточным. В этом случае мы присваиваем себе то, что дано нам Богом. Господь при рождении даёт каждому из нас здоровье, милую внешность, способность быть приятным в общении, завоёвывать симпатии и благожелательное расположение окружающих. Но не для того, чтобы мы всё это присвоили себе и пользовались в своих целях, нет! Это всё Господь даёт нам только для того, чтобы мы могли создать хорошую семью, могли оказать помощь нуждающимся людям, принести в чью-то душу частичку радости и света. И к этому человеку тоже обращён голос Божий: «Безумец!» Почему ты рассчитываешь на то, что твоя красота, твои физические силы, твои таланты продлятся всю жизнь? Красота человеческая увядает, и тот человек, который в молодости пользуется бешенной популярностью среди лиц противоположного пола, через десять лет уже не сможет так покорять сердца, потому что не останется у него этого богатства.

Следовательно, мы должны не в этих скоропреходящих земных богатствах находить своё сердце. Может случиться так, что в одну ночь мы лишимся и здоровья, и материального благосостояния, и друзей. Мы лишимся всего, но, может быть, в это время Господь, как никогда, окажется близко. Избавившись от своей толстокожести, от своей непробиваемости, от своего эгоизма и инертности, мы, наконец-то, откроем свою душу Богу. Именно поэтому святые отцы, подвижники, монахи скорбели, когда в их жизни всё шло хорошо. Когда не было у них какой-то трудности, они взывали к Богу: «Боже мой, почему ты меня оставил?..» То, что для нас служит источником самодовольства, в них вызывало скорбь. Они чётко и ясно своим духом понимали, насколько губительно для души человеческой самоуспокоение, насколько трагично бывает видеть человека, у которого, казалось бы, в этой жизни всё есть, но душа которого мертвеет день от дня. Потому что уже неспособна из-за своей самодостаточности увидеть беду окружающих нас людей. Неспособна проникнуть сердцем в молитву, неспособна порадоваться чужой радости, неспособна сострадать чужому горю. Вот что приносит горделивая самодостаточность, самоуспокоение! И если мы считаем себя христианами и хоть капельку верим в Бога, то не должны ни на один день нашей жизни самоуспокаиваться и говорить, что всё у нас хорошо. Если посмотреть внимательно через Евангелие в свою душу, в своё сердце, то мы увидим многое, что можно сделать для того, чтобы исполнить призыв Божий: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть».

Будем же, братья и сестры, смиренно и с благодарностью Богу проживать каждый день нашей жизни, не самоуспокаиваясь, но постоянно понуждая себя ко всё большему и большему духовному росту. Тогда Господь откроется нам, и молитва станет живой и действенной, тогда милость Божия всегда будет с нами. Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

20 ноября 2014 г.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались в храме, чтобы почтить и прославить святых ангелов Божиих. Сегодня Собор Архистратига Божия Михаила, когда Церковь торжественно празднует память всех святых бесплотных ангелов, во главе которых стоит Архистратиг Божий Михаил.

Действительно, каждый из нас и любой человек мире имеет все основания для того, чтобы почитать и прославлять ангелов. Эти духи наделены почти совершенной природой. Все мы знаем, насколько ангелы превосходят нас по своим качествам. Они, как духовные существа, могут передвигаться в пространстве, исполняя Божии поручения с быстротой, непостижимой человеческому разуму. Они также сотворены Богом, но во многом отличаются от нас. Ангелы не имеют тела, а те образы, которые они принимают и которые описаны в Священном Писании, давались по мере того, как люди были способны их воспринимать. Но на самом деле их природа для нашего разума непостижима.

Мы знаем, что ангелы, устоявшие в добре, теперь находятся рядом с Богом – они святы, и непрестанно прославляют и восхваляют Его своими ангельскими песнопениями. Они почти совершенны, но, конечно, не как Господь, потому что ограничены в своей тварной природе.

Для чего Господь дал нам эту возможность прославлять их? Не для того только, чтобы мы поражались и удивлялись нравственной чистоте и непорочности святых ангелов. Да, они для нас являются образцом: в этой жизни на пути к святости человек стремится стать земным ангелом. Господь открывает нам знание об ангелах, чтобы мы поразились удивительному факту – ведь Господь пришёл на Землю не для того, чтобы спасти ангелов, а для того, чтобы спасти людей, и Он стал не Богоангелом, а Богочеловеком. Он пришёл к нашей, человеческой, падшей природе, чтобы из глубин ада возвести её на Небо, для того, чтобы каждый из нас не просто вернул своё достоинство, потерянное некогда нашим праотцем Адамом, а чтобы человек стал выше ангелов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человека, который был когда-то ниже камней, Господь поставил выше всех ангельских чинов.

Мы все почитаем Пресвятую Богородицу, как честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, хотя она, как мы, была человеком. А достойны ли этого мы? Посмотрим на себя и на свою жизнь: стремимся ли мы оправдать такое доверие Божие, это высочайшее призвание быть человеком? Господь смотрит на нас с надеждой, что, даже обладая падшей природой, мы способны стать выше ангелов, если приложим хоть какие-то усилия, и преодолеем свою косность, лень, расслабление, устремимся к Богу. Ведь Господь хочет прийти к нам, хочет с нами встретиться. Он хочет войти в нас, в нашу жизнь, в наше сердце. Для Бога мы с вами ближе и роднее ангелов, поэтому для нас прославление ангелов – ещё один повод вспомнить о милости Божией именно к нам, людям, и проявить с большей благодарностью и благоговением свою любовь к Нему.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на притчу о милосердном самарянине.

23 ноября 2014 г.

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?  Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.  Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». (Евангелие от Луки 10:25-37)

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний воскресный день мы вновь слышали притчу Христа Спасителя о милосердном самарянине. И каждый раз, когда мы прочитываем в Святом Евангелии или слышим в храме эту притчу, наше сердце, конечно, преклоняется перед этим самарянином и исполняется к нему глубокое уважение. Он не был из избранного еврейского народа , не знал закона, не ведал Бога так, как ведали Его евреи. Но его сердце, доброе, милосердное и сострадательное, помогло ему стать к Богу ближе, чем те, которые, казалось бы, должны были не только сами исполнить закон о любви к ближнему, но и других научить ему.

В наших сердцах мы, конечно же, испытываем почтение и уважение к людям, которые творят добро по отношению к ближним, занимаются социальной деятельностью, пекутся о малоимущих и несчастных. Но часто ли мы задаем себе вопрос: «Почему в нашей жизни так мало этого добра: добрых поступков, попечения о несчастных и обездоленных? Почему мы с таким трудом подвигаемся к тому, чтобы сделать хоть какой-нибудь добрый и милосердный поступок?» Возможно, это случается в силу того, что наша падшая человеческая природа более склонна что-то присваивать себе, нежели делиться. В одной из Своих бесед Господь сказал ученикам фразу, которая не сохранилась в Святом Евангелии, но которую донесли до нас Деяния апостолов. Господь поведал нам следующий духовный закон: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20,35). Конечно, если наша жизнь нацелена на приобретение каких-то необходимых благ для себя, а также сверхнеобходимых, чтобы покомфортнее, поудобнее, позажиточнее устроиться в этой жизни, то рано или поздно мы приобретем всё: и квартиру, и машину, и приличную работу, и благосостояние. Все это у нас будет, если мы потратим свою жизнь на это. Но! Если мы будем заботиться только лишь об этом, мы многое и потеряем.

Часто бывают такие ситуации, когда у людей, казалось бы, все есть: и работа, и денежный достаток, и приличная семья. Все цели, казалось бы, достигнуты, человек все себе приобрел, но при этом душа его тоскует и мучается, ощущая, что в этой жизни она прошла мимо чего-то важного, драгоценного, мимо чего-то очень нужного каждому, подобно, как прошли мимо священник и левит из только что прочитанной притчи. И тогда все стремления разбиваются о жизненный тупик, а за пределами этой жизни остается что-то очень важное, чего уже не вернуть, то, на что могли быть потрачены драгоценные молодые годы, когда было много энергии, сил и желания. И тогда, если человек не приходит к покаянию, он впадает в жуткое уныние, в темную депрессию, потому что не видит ради чего еще ему стоит жить.

Выходом для человека в таком состоянии как раз и может стать упомянутый Божий закон: «Блаженнее давать, нежели брать». Казалось бы, ты лишаешься чего-то, когда отдаешь: каких-то денежных средств, уюта, достатка, комфорта в этой жизни, встречаешься с трудностями, но при этом приобретаешь намного большее богатство. И мы слышали о том, что приобрел милосердный самарянин в этой притче. Что он приобрел? Ближнего. Он поделился частью своей жизни с несчастным, обездоленным человеком, обкраденным и чуть не убитым. Да, он лишился чего-то материального, но приобрел гораздо большее — его сердце стало вместительнее, стало намного шире. И в этом он нашел для себя призвание и цель жизни, стал намного счастливее, потому что в это открытое сердце смог теперь войти Господь.

А в наше сердце: скудное, жадное и от всех закрытое, не может войти Господь, потому что Ему там тесно. Мы готовы ради каких-то материальных благ порвать отношения даже с самыми родными людьми. Не задумываясь втаптываем в грязь самое ценное и нужное нам — наши взаимоотношения с близкими, соседями, коллегами по работе. То, что уже, может быть, никогда не вернешь — мы это меняем на то, что исчезнет, разрушится, на то, что проестся и потратится. Вечное мы размениваем на временное и скоропреходящее, оставаясь, в конце концов, бедными и обездоленными. И от этого страдает наша душа — от того, что она не научилась открывать себя для других людей.

Но никто не может помочь одинокой душе такого человека, потому что клетка, в которую он сам себя заключил, закрыта изнутри. Только если мы сами откроем ее, в нее смогут войти и Господь, и любовь другого человека. Мы сами увидим вокруг себя намного больше хороших, интересных, добрых, замечательных людей, которых мы не замечаем, когда наше сердце закрыто. Открыв его, почувствовав в нем сострадание и сопереживание за окружающих нас людей, мы перестанем относиться к ним с такой требовательностью, осуждением и раздражением, с какими относимся сейчас. Открыв сердце, мы ступим на первую ступень той лестницы, того пути, к которому Господь призывает нас и который называется любовью.

Да поможет нам в этом Господь по молитвам Его Пречистой Матери. Аминь!

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева.

16 ноября 2014 г.

«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем». (Евангелие от Луки 8:41-56)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие братья и сёстры! Сегодня мы слышали евангельское повествование об удивительном чуде, которое Господь сотворил во время Своей земной жизни. Был некий градоначальник по имени Иаир, у которого смертельно заболела дочь. Многим из нас известно то волнение и переживания, когда ребёнок тяжело болеет, а ты, не находя себе места, ищешь любые способы, чтобы хоть как-то помочь. Этот градоначальник оказался как раз в такой ситуации, только он знал, что ему помогут скорее не лекарства и не врачи, а сам Господь, Который пришёл на землю и творит такие чудеса. Иаир верил, что Иисус Христос придёт и пошлёт небесное благословение, чтобы дочь его исцелилась, и вера его была очень сильной.

Но Христа окружали тысячи людей, и Он, идя пешком, не мог поспешить к ней, хотя она находилась уже на грани смерти. В этой толпе каждый хотел получить для себя небесную помощь. Была там и одна женщина, которая много лет страдала кровотечением, и не могла найти никакого средства от своей болезни. Она истратила все свои деньги на врачей, на лекарства, но ничто ей не помогло, и тогда она, также, как Иаир, увидела надежду в Господе. Подойдя к толпе, она поняла, что из-за многолюдства не сможет обратиться к Нему напрямую, как градоначальник Иаир, обладающий положением в обществе, ведь она была простой женщиной. Тогда она сказала: «Я хотя бы прикоснусь к краю Его одежды и, верю, что даже это прикосновение мне поможет». И как только прикоснулась, сразу почувствовала, что болезнь её прекратилась.

Её страдания и мучения продолжались многие годы. В то время кровотечение, особенно у женщины, невозможно было скрыть, как в сегодняшние дни. Все люди знали о её болезни и с позором отовсюду выгоняли, потому что кровь у евреев считалась нечистой. Презираема за свою болезнь, она была изгнана из людского общества. И можно только представить, какая радость охватила её, когда она увидела, что её страдания закончились!

Господь же почувствовал это. Он, всевидящий и знающий любое наше движение сердца, любую мысль, увидел не то, что она получила исцеление, а увидел веру этой женщины. Он сказал своим ученикам: «Я почувствовал, что кто-то прикоснулся ко Мне», и ученики в недоумении и страхе говорят: «Люди теснят Тебя, и многие прикасаются к Тебе, тысячи касаются Тебя». А Он говорил именно об этом прикосновении веры. Тогда женщина, видя, что говорят о ней, подошла в покаянии и сказала: «Да, это я прикоснулась к Тебе, Господи». Господь ответил ей утешающими, дающими силы словами: «Иди, дочь, вера твоя спасла тебя».

Господь пошел дальше и пока шёл в дом Иаира, дочь его умерла. Все в этом доме уже плакали от горя, но Господь посылает весть: «Не бойся, только веруй». И когда Он пришёл и увидел плачущих вокруг бездыханного тела этой девочки, то выгнал всех, оставив только самых ближайших – своих учеников и ее родителей. Одно Его слово «восстани» воскресило девочку, и, чтобы все убедились, что она жива и здорова, он по-человечески просто говорит: «Дайте ей есть».

Сегодняшнее евангельское чтение нам большой урок: насколько сильна наша вера. Приходя в храм, мы не просто прикасаемся к краю одежд Спасителя, мы встречаемся с Ним Самим. Сам Господь приходит к нам в Теле и Крови Христовой. Он даёт причащающимся не просто прикоснуться к Себе, а даёт им всего Себя. Однако наша вера настолько слаба, что мы, не то чтобы не стремимся, а даже иногда стараемся лукаво оправдаться, что мы не готовы, а значит, откладываем Причастие на потом. А иной раз, даже если мы приготовимся и причастимся, наши житейские дела, суета или греховные привычки крадут у нас это чувство встречи с Богом.

Жил такой святой – Симеон Новый Богослов. И однажды, причастившись Святых Христовых Тайн, он вошёл в свою келью, сел и сказал: «Теперь я не могу жить так, как жил раньше, потому что Господь весь во мне. Он в каждом члене моего тела, как я смогу жить так достойно, чтобы Господь сохранился во мне, чтоб эта святыня осталась во мне?»

Следует задать вопрос: «Что мы можем сделать?» Ответ: «Устремиться всем сердцем в храм, чтобы воспользоваться той спасительной ниточкой, которую Господь нам даёт». Он вытаскивает нас из суеты жизни, в которой нет просвета. Следует понимать, что в этом погибающем мире наша жизнь постепенно заканчивается, и лишь Господь способен протянуть руку и вытащить нас, подобно тому, как Он протянул руку дочери Иаира, и сказал: «Встань». Эти слова обращены и к нам: «Встань, перестань быть бесчувственным, мёртвым, равнодушным, самодостаточным». Мы должны воскреснуть, прежде всего духовно, увидеть, что вокруг нас есть множество вещей, которым можно радоваться, как радуется маленький ребёнок, ещё чистый душой. Выйти на улицу и ощутить, как прекрасна природа и всё вокруг, поблагодарить Бога за это, за своих родных, детей, близких, супруга, какими бы они ни были, даже несмотря на недостатки, которые могут раздражать и обижать. Поблагодарите Бога за здоровье, ведь даже несмотря на наши болезни, многие пришли сегодня в храм своими ногами. Да, это уже повод для нашей благодарности. Поблагодарите за людей, которых посылает нам Господь, ведь благодаря им, мы духовно возрастаем, становимся внутренне богаче. И когда мы вот так откроем своё сердце Богу, поблагодарим Его за всё, тогда наша жизнь сразу приобретёт другое измерение: в ней станет больше света, и мы, как дочь Иаира, воскреснем для жизни новой – духовной; тогда каждый день нашей жизни, каким бы обыденным он ни был, окрасится для нас новыми красками, в самых обычных вещах мы увидим руку Божию, которая нас ведёт и защищает, сохраняет и подсказывает; тогда мы воскликнем: «Как удивительно, как поразительно и радостно ощущать то, что я не один, что со мной рядом невидимо стоит Господь, сохраняя и вытаскивая порой из самых затруднительных ситуаций». Вот это и есть вера – когда мы можем прикоснуться хотя бы к краю одежд Божиих и почувствовать, что Господь рядом и готов послать исцеление нашей больной душе. Так пусть Господь по Своей милости даст нам такую веру!

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение о богаче и Лазаре.

2 ноября 2014 г.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Евангелие от Луки 16:19-31).

 

Каждый из нас знает эту притчу. И всякий раз, когда мы ее перечитываем, нас более всего, наверное, поражает образ братьев богача. Находясь в аду, богач понял, что Господь наказывает грешников и лишает Своей милости, когда те отриневают Бога, и потому скорбит о своих братьях, оставшихся на земле, у которых еще есть шанс что-то изменить в своей жизни. Он видит на лоне праотца Авраама Лазаря — праведника, который в земной жизни не имел ничего, но на самом деле имел гораздо больше: молитву, упование на Бога, благодаря чему не лишился милости Божьей и после смерти. Богач просит, чтобы Авраам послал Лазаря, и он бы вразумил братьев богача, которые в этой жизни еще не пришли к Богу, и теряют драгоценное время в страстях и пороках. На это Авраам отвечает поражающими нас и вводящими в недоумение словами, что даже, если кто из мертвых воскреснет, они не покаются. У них уже есть закон Моисеев, из которого они прекрасно знают, как надо жить, чтобы наследовать жизнь вечную, но они так не живут.

Как много вокруг людей, наших родных и близких, которые также прекрасно знают заповеди, а также то, чего не нужно делать, чтобы твоя жизнь не преисполнилась страданий и мучений. Знают, но не живут так. Почему? Потому что не хотят. Для братьев богача поступать по заповедям значило бы лишиться тех богатств, которые они, может быть, неправедным путем заимели в своей жизни, а также развлечений и удовольствий, которыми они ублажали себя каждый день. Поступать по заповедям, по Божьему слову, идти вслед за Богом — значит чего-то себя лишить, пойти по пути некомфортного, с точки зрения неверующего человека, существования. И для них лишить себя чего-то не представляется возможным, так же, как это не представляется возможным иногда и для нас.

Мы все хотим изменить свою жизнь к лучшему, хотим чтобы в ней было больше света, молитвы и божественного присутствия, но не можем этого сделать, потому что для этого необходимо собрать всего себя, для этого нужно перелопатить всю свою жизнь, коренным образом изменив ее. Но самое главное – это для начала отказаться от порочных привычек и страстей. Для человека, который привык считать себя самодостаточным, полагается только на свои силы и думает, что он сильный и все может, это очень сложно сделать. И когда он понимает, что вот это для него невозможно, то приходит в уныние и говорит, что путь в Царствие Небесное для него закрыт. Такой человек находит оправдание в чем угодно, лишь бы не идти по этому крестному пути — пути самопожертвования, по пути Христову.

Эти оправдания лукавый предлагает на каждом шагу: по телевизору нам говорят о том, какие недостатки есть у священнослужителей, и мы сразу цепляемся за это, находя себе оправдание, чтобы не ходить в церковь; другой нам говорит о том, что какой-то верующий человек ошибается, и сразу же наше лукавое сознание цепляется за это, ища какую-то лазейку, чтобы не идти по пути Христову. Ищет, ищет наша лукавая совесть какого-то оправдания… Но в конечном итоге каждый из нас, как некогда богач, предстанет пред судом Божьим, судом чистым и честным, и уже не сможет оправдаться тем, что люди вокруг, может быть, не соблюдали заповедей, и что будто бы все так жили, чем я хуже их. Эти оправдания не будут учитываться, каждый из нас ответит за себя. Все вокруг оставили Бога, а ты, ты мог остаться верным, ты мог побудить их к вразумлению, ты мог сделать все зависящее от тебя, чтобы брат твой стал ближе к Богу, встал на путь покаяния. Совесть наша на суде Божием станет нашим обличителем, и мы будем не в силах перед лицом бесконечной и безмерной любви Божией считать себя достойными ее. Это мучение и составит наш ад.

Что же делать? Прежде всего не рассчитывать только на себя и на свои силы, потому что их очень и очень мало. Чем старше человек становится, тем лучше понимает, что они очень ограничены. Мудрость человеческая заключается в том, и только в том, чтобы увидеть свое бессилие и воззвать к Богу о помощи, понять, что Бог есть центр и смысл твоей жизни и без Него у тебя не будет ни сил, ни энергии, ни способности что-либо делать. И тогда ты будешь жить встречей с Богом, будешь хвататься как за спасительную соломинку за возможность повстречаться с Ним в этой жизни. Тогда для нас храм и Причастие станут центром всей жизни. Мы уже не будем самодовольно говорить себе, что мы недостойны, и лукаво откладывать исповедь и Причастие на все больший срок. Нет, мы будем бежать в храм на исповедь и на Причастие, потому что в этом будет наш спасительный якорь, которым мы будем дорожить, за который будем хвататься и благодарно принимать все возможности, предлагаемые Богом для нашего спасения.

Некоторые люди говорят: «Я недостоин Причастия, у меня столько грехов! Я не буду причащаться». Но этим самым каждый, так говорящий, презирает и отвергает крестный подвиг Христа Спасителя, когда Он ценой Своей крови обеспечил для нас возможность причащаться. Причастие куплено для нас ценой крови Христа. Если мы неблагодарно отвергаем эту возможность и говорим, что это нам не нужно, значит отвергаем и презираем кровь Христову, пролитую за нас. Поэтому подумаем о том, когда мы последний раз причащались и, если это было давно, подумаем, как сделать Причастие регулярным, стабильным, чтобы Христос стал центром и смыслом нашей жизни. Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого.

9 ноября 2014 г.

«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.  Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус».

(Евангелие от Луки 8:26-39)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали евангельский отрывок об исцелении бесноватого, жившего в Гадаринской местности. Этот бесноватый – один из ярких примеров людей, описываемых в Евангелии, которые находились в самом крайнем, несчастном положении. Бес, овладевший душой гадаринского бесноватого, мучил, терзал и истязал этого несчастного так, что он находился в рабском положении, и делал всё, что приказывал ему бес.

Из многопоучительного отрывка о его исцелении, наверно, каждого из нас более всего трогает и умиляет отношение к произошедшему исцелившегося после того, как бес оставил его и вошёл в стадо свиное. Мы видим, что апостолы вернулись ко Христу и увидели этого несчастного – он сидел у ног Спасителя. И потом, как говорится в Евангелии, он просит Христа: «Позволь мне с Тобой быть». Тот человек, который некоторое время назад совершенно не знал Бога, был далёк от Него и, вероятно, по своим несчётным грехам стал игрушкой легиона, то есть тысячи, бесов, этот человек, находившийся ещё при жизни в самой глубине ада, вдруг меняется коренным образом. В его душе что-то происходит, и он хочет быть рядом со Христом, оставив всю прошлую жизнь, хочет забыть о всех своих грехах. Он видит что Христос — Господь его исцеливший, может дать ему нечто большее, чем просто избавить от физических мучений. Он захотел быть с Ним, чтобы напитать душу той неизреченной, бесконечной радостью и счастьем, которые возможно принять только от Бога и которые никогда не проходят, в отличие от мирских удовольствий, оставляющих после себя лишь горькое похмелье.

Он хочет остаться со Христом, но эта перемена случилась с ним после тяжкого, кризисного момента в жизни, когда он находился уже на грани, над пропастью отчаяния. Мы сами свидетели, что именно в такие моменты, когда нас постигает горе или тяжёлая болезнь, именно когда гром гремит над русским человеком, нам хочется молиться. Но часто бывает, что не каждый относится таким же образом к своей жизни и меняет её также кардинально, как это сделал бесноватый из евангельского чтения. Болезни посещают многих, и страдания приходят ко многим людям, но не все извлекают из этого какой-то духовный урок. Не всем это служит на пользу и иногда, вы тоже свидетели, некоторые люди впадают в отчаяние и ропщут на Бога, отвергая помощь и надежду, которую предлагает им вера в Бога. Самые, быть может, наглядные примеры таких отношений мы можем найти в классической литературе.

Многие, наверно, читали «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, среди которых есть очень поучительная и очень мудрая поэма под названием «Пир во время чумы». Если кто-то не читал, загляните и вдумайтесь в послание, которое русский классик предлагает для нашей души. В его маленькой трагедии (поэме) есть тоже ситуация отчаяния. Весь город находится под властью чумы, и каждый день тысячи людей уносит на кладбище. Казалось бы, есть возможность одуматься, есть шанс спасти свою душу, обратившись к Богу в покаянии, но нет, несколько жителей этого города, находящегося в эпидемии, собираются на пир, чтобы в разгулье, в винопитии, в объядении провести, как им кажется, последние дни их жизни. Ещё некоторыми древними был сказан разгульный девиз: «Ешь и пей, потому что завтра умрёшь». Эти люди с таким же лозунгом собираются на этот пир, и в их кажущейся весёлости, в их кажущемся оптимизме мы видим спрятанное отчаяние: они боятся, с ужасом ждут, что, может быть, завтра их также постигнет чума, и они будут захвачены смертью. И всё их веселье и удовольствия — это только ширма, за которую они пытаются уйти от неминуемой необходимости подумать: зачем и для чего прошла их жизнь. А. С. Пушкин в конце произведения даёт свет надежды для всех собравшихся на этом пире — к ним приходит священник с призывом к покаянию. Однако все они отвергают эту надежду и в лице председателя пира говорят священнику: «Иди с миром отсюда». Но добавляет он потом сидящим: «Проклят каждый, кто пойдёт за тобой!»

В их безвыходном положении появилась эта спасительная ниточка. Можно было спастись, но человек по гордыне своей отвергает от себя руку Божию, протянутую к нему. Но в другом, тоже известном произведении нашей классической литературы, в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы видим иной пример. Все мы помним, кто читал это произведение, очень богатый и красивый образ священника старца Зосимы. Он, вспоминая свою жизнь, рассказывает о старшем брате Маркеле, и говорит, что когда-то этот человеком был нечестивым, презирал храм и Церковь, с небрежением и с презрением относился к верующим людям, задувал лампадки, плевал на них и относился к Богу с высокомерием человека всё узнавшего и познавшего — образованного, но неверующего. В его жизни тоже произошла эта кризисная ситуация. Он заболел так, что врачи давали ему несколько месяцев жизни. И он, находясь на одре болезни, лежа и не имея никакой надежды, вдруг изменился: он послал ко всем своим друзьям, знакомым просьбы о прощении всех его вольных или невольных обид, которые он когда-то им нанес. Вдруг его душа исполнилась какого-то света, он понял, что каждый день его жизни может стать последним. Он захотел провести этот последний, может быть, день своей жизни так, чтобы хотя бы попытаться исправить всё, что он наделал. От этого его душа наполнилась какой-то надеждой и смыслом, он поблагодарил Бога и сказал Ему, что «даже, если мой день – последний, я благодарен Тебе за него». Он выздоровел душой, встав с одра болезни уже другим человеком — победившим смерть.

Казалось бы, он смирился с неизбежностью смерти, но этим победил её. Тогда как председатель пира пушкинской трагедии, который с бравадой и с напускной гордостью боролся со смертью, отрицая её, как будто бы её нет, проиграл ей. В конечном итоге в трагичной поэме А. С. Пушкина и сам председатель пира, и последовавшие его примеру бесславно и мучительно умерли.

В этом для нас урок: как мы относимся к неизбежности нашей смерти. Святые отцы говорили: «Помни, помни о том, что ты умрёшь. Помни свой час смерти, и тогда никогда не согрешишь». Если бы мы, когда обижаем своих близких, когда раздражаемся, гневаемся или несправедливо обижаем их, подумали о том, что каждый день нашей жизни может стать последним, мы бы никогда не сказали гневного или несправедливого, или колющего слова в отношении самых родных и дорогих людей.

Человек так сотворён, что для него невозможно принять смерть. Человек отрицает это, потому что смерть на самом деле неестественное для нас состояние, мы созданы для того, чтобы жить, но жить в Боге.

Так пусть же Господь даст нам силы и веру принять всё, что случается в нашей жизни, даже самое трагическое. И тогда мы этим смирением и верой победим даже смерть. Аминь.

http://youtu.be/-BuM3RZ864Y

В наших житейских проблемах мы часто жалуемся на окружающих нас людей: они нас часто не понимают, обижают, раздражают своим поведением. Из-за этого мы волей или неволей впадаем в грех лицемерия: в храме мы одни, настраиваем сердце на самое лучшее, хотим устремиться к высокому, а в обыденной жизни ведем себя не по-христиански, а иногда нарушаем и простые человеческие нормы общения.

 

Что же делать? Давайте поучимся у апостола Павла. В его посланиях во множестве рассыпаны, как драгоценные жемчужины, ценные советы о  том, как подобает вести себя христианину по отношению к ближнему.

Рим. 12:10: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте»

Все мы братья, рожденные от одной утробы, от купели крещения, следовательно, этим самым обязаны уже любить друг друга с нежностью. Как же сохранить эту любовь? Ведь часто бывает, что в душе мы готовы любить человека, но как только он себя поведет не приятным нам образом (не так взглянет, не то скажет и т.д.), так тотчас же от нашей любви и след простыл. Предусматривая это, мудрый апостол Павел из своего жизненного опыта советует: предварять, предупреждать друг друга в почтении. Предупреждать в почтительности – это когда ты имеешь все права и основания, согласно собственного положения, ожидать почтения, уважения к себе со стороны другого, но опережаешь его в выражении почтительности, искренней учтивости, уважения со своей стороны. Делаешь это первым. И тогда твое сердце согревается теплом внимательности, заботы, ты раскрываешь для себя душу этого человека, вкладываешь в него частичку своего сердца. И тогда никакие искушения не страшны. Тогда ты видишь за внешними неблаговидными, может быть, поступками или словами живую душу. И что надо для этого? Всего-то навсего подойти первым, первым поинтересоваться как жизнь, первым предложить помощь, первым подарить что-то. Кто выигрывает от этого? Человек, к которому Вы первым подошли? Нет, Вы сами получаете от Бога неизмеримо большую награду: сердечное тепло и жизнь нашего сердца. По большому счету, мы – там, куда мы вложили свое сердце. Если не вложили никуда и ни в кого, нас нет.

В следующем стихе апостол Павел возводит нас на новую высоту человеческих отношений: 12,11: «в усердии не ослабевайте».

Часто наше добросердечное отношение к человеку проверяется временем. Мы можем подойти к человеку, очень душевно с ним поговорить, но проходит несколько дней и мы о нем забываем, как будто никогда не общались. Мы порхаем, как бабочки, к другому человеку, с которым нам приятно и нарушаем основание любых человеческих отношений – постоянство и верность. Именно поэтому апостол Павел напоминает, что нельзя ослабевать в усердии любви. Если Вы кого-то приручили, Вы в ответе за него. И если мы сегодня за Божественной Литургией причащаемся из единой Чаши и общаемся самым тесным образом, становимся на духовном уровне максимально близкими друг другу, то, следовательно, мы тоже не должны бросать тех своих братьев и сестер, с которыми нас соединил Сам Господь. Если мы верим в одного Бога и ходим в один храм, это накладывает на нас большую ответственность друг за друга. Почему бы не прийти друг другу в гости вне храма, первым предложить помощь? Хотя бы просто позвонить, сказать доброе слово, порадовать чем-то человека будет уже большим шагом с нашей стороны. Первым попросить прощения, если почувствовал обиду в своем сердце, ничего не таить, быть откровенным и честным со своим братом и сестрой – вот каким хотел бы видеть христианина апостол Павел. Этого ждет от нас Господь, потому что знает: только на пути самопожертвенной любви мы можем обрести для себя истинное счастье.

Аминь.

Проповедь произнесена иереем Дионисием Мелентьевым в приходе святителя Николая д. Губино 16 августа 2014 г.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на праздник Казанской иконы Божией Матери

4 ноября 2014 г.

 Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы все собрались в храме, чтобы прославить Пресвятую Госпожу Богородицу, Божию Матерь, Которая через Свой чудотворный Казанский образ явила нашей стране и всем людям многочисленные чудеса. Чем же мы, пришедшие сегодня в храм, можем прославить, возвеличить и восхвалить Пресвятую Госпожу Богородицу?

Наверное, больше всего Ей угодно будет от нас, если мы, взирая на образ Ее жизни, на образ Ее молитвы и благочестия, постараемся и нашу жизнь хоть в какой-то мере сделать подобной Ее образу жизни. Все мы помним из Святого Евангелия, насколько труден, многоопасен и тяжел был жизненный путь Пресвятой Богородицы. С самого начала Ее служения Богу, когда Она стала таинницей, то есть вместила в себя тайну божественного воплощения, этот путь для Нее стал почти крестным.

У Нее была своя Голгофа. Конечно, не та, которая была у Христа, но все же вся Ее жизнь была постоянным восхождением по этому крестному пути.

С того самого момента, когда Она зачала во чреве от Духа Святаго, Она понесла на Себе насмешки, презрение и подозрения окружающих людей. Но Она восприняла это со смирением и кротостью, зная, что Господь в Свое время покажет и сделает явным Ее небеззаконное, но сверхъестественное зачатие от Духа Святаго. И за этот жизненный крест, за предвозвещенное Ей архангелом служение Она не требовала никакой награды от Бога, не думала об этом. Она жила надеждой, что хоть как-то послужит Богу, тем способом, который Он избрал.

Когда Господь родился в Вифлееме, Пресвятой Богородице как женщине, как матери пришлось пережить и преодолеть много различных трудностей, знакомых каждой матери: и физических, и душевных. Божией Матери пришлось пережить злоключения, гонения и длинное путешествие, но Она все это приняла со смирением, кротостью и с благодарностью Богу, ничего от Него не требуя.

Когда Господь начал возрастать, Она не стала предъявлять Ему каких-то материнских прав и, когда поняла, что через Него говорит какая-то высшая мудрость, даже тогда, когда Он был еще отроком, не стала прекословить, перечить, но, как говорит Писание, «слагала все слова в сердце Своем».

И все время мы видим Божию Матерь кротко и смиренно стоящей возле Своего Сына, внимающей Ему, слушающей Его, и, самое главное, находящейся в послушании Ему. Помним и эпизод в Кане Галилейской, когда Она сказала слугам: «Делайте то, что Он вам велит». Она сказала так, потому что знала, что все, что Ее Сын скажет, будет ко благу людей – Она доверяла Ему, прозревая и догадываясь, что перед Ней не только Ее Сын, но и Бог Ее. При этом, опять же, не пользуясь Своим положением матери, самой близкой, самой родной, самой знающей своего Сына. Для Себя Она не просила ничего, для людей – да, но для Себя ничего… И в этом образе жизни, который стал подготовкой к самому трудному, по-настоящему крестному испытанию, когда Она стояла у креста и видела Своего Сына умирающим, Она ни разу не сказала: «Почему такая несправедливость? Почему все вокруг обрушивается на Меня со всей тяжестью и трудностями? Почему? За что?» Но слово ропота никогда не исходило из Ее уст.

А в нашей жизни? Как часто в нашей жизни случаются испытания гораздо более легкие, чем были в жизни Пресвятой Богородицы. И что же мы? Обрушиваемся на Бога со словами недовольства, огорчения и раздражения: «За что? Почему такое с нами случается?» Мы виним всех и все, смотрим не на себя, а на окружающих людей, требуя от них и от Бога, чтобы они сделали все по правде, по честности, по справедливости. А к себе это требование не обращаем. И получается, хотя мы ищем правды и хотим, чтобы все вокруг: в нашей семье, в нашем городе, в нашем государстве было по правде, но если так не получается, мы недовольно ворчим и ропщем. Хотя мы, казалось бы, стремимся к хорошему, результаты от нашего ропота и недовольства самые плачевные. Близкие и родные от нашего недовольства не становятся лучше, ответственнее, терпеливее, а только замыкаются в обиде на нас. Коллеги по работе, которым мы также предъявляем очень высокие требования, тоже от этого не начинают работать лучше. Вместо этого они перестают слышать нас — тоже замыкаются в глухой обиде. Начальники, на которых мы жалуемся и обижаемся, тоже милосерднее и человеколюбивее от этого не становятся. Мы должны понять, что и правда, и справедливость, и честность, и истина находятся в нас самих и зависят только от нас. Если мы приложим труд, тогда вокруг нас та чистота, та честность, то добро и та правда, которую мы в своей душе вырастим, распространятся вокруг и согреют души и сердца людей вокруг нас. Так же, как это случилось благодаря жизненному подвигу Пресвятой Богородицы. Она не искала правды вне Себя, а искала правды, живя по правде. Так Господь судил, что все невзгоды, и все несчастья, и все несправедливости, обрушившиеся на Нее, Она пережила, преодолела и стала выше их. И, благодаря этому приблизилась к Богу настолько, что Господь Сам нисшел и взял Ее душу к Себе на Небо.

Пусть же Пресвятая Госпожа Богородица, Дева Мария, поможет нам в нашей жизни Своими молитвами, Своей милостью и Своим ходатайством. Аминь.