Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на Божественной Литургии на приходе святителя Николая Чудотворца д. Губино.

20 декабря 2014 г.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Всё в этом мире изменчиво, исчезают в истории поколения, проходят и разрушаются целые государства. Также и люди, когда надеешься на их помощь, могут проявить слабость. Не может подвести только Бог. Он всегда остаётся неизменным, Его отношение к людям осталось точно таким же, как когда Он создал первого человека и когда вложил в него жизнь, отличающуюся от жизни всех животных и существ.

Человек был создан Богом не только для материальной, земной жизни. Дыханием жизни Бог вдохнул в человека частицу Себя. Воспитывая ребёнка, мы хотим, чтобы он стал хорошим человеком, и для этого вкладываем в него частицу себя, буквально отрывая её от своего сердца, чтобы посеять её в сердце ребёнка. Также и Господь, отрывая часть от Себя, даёт ее человеку, чтобы он как любимое творение, как чадо Божие вырос достойным божественной любви.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Каждый раз, когда мы приходим на богослужение, посвященное Божией Матери, мы слышим евангельский отрывок о Её встрече с праведной Елисаветой, и зачастую, привыкнув к знакомым словам, не можем вникнуть по этой причине в чудо, произошедшее при этой встрече. Праведная Елисавета, встретив Божию Матерь и исполнившись Духом Святым, проникла в великую тайну, ведь никто, даже праведная Елисавета, не знала о Благовещении. Насколько чуден и удивителен этот факт! Божия Матерь, Дева Мария, будучи самим смирением, самой чистотой, никому из живущих на земле людей не поведала об этой тайне.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева в день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

18 декабря 2014 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь!

Дорогие братья и сестры! Часто в нашей жизни бывает так, что внешне все у нас хорошо: мы работаем, трудимся, есть средства для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Мы даже можем гордиться тем, что приобрели какое-то благосостояние, нашли свое место в жизни. Но в то же самое время, когда у нас все, казалось бы, хорошо, душа наша бывает не на месте, что-то гложет ее, как будто хочется прикоснуться к чему-то более высокому. И тогда мы спрашиваем себя: «Душа моя, чего тебе не хватает, что нужно тебе больше всего?» И она отвечает голосом совести: «Мне нужно приблизиться к Богу и исполнить Его заветы».

Господь говорит нам в святом Евангелии, что жизнь «как все» – это не нормальная жизнь. Для всех живущих на земле это нормальная жизнь, а наша душа хочет другого, чего-то большего. И то, чего она хочет, мы можем увидеть в житии великого и всеми любимого святого Николая Чудотворца, память которого мы сегодня совершаем.

Во времена святителя Николая было много священников, епископов, христиан. Но ни один из них не запомнился и не стал любим столь многими поколениями христиан, как святитель Николай Чудотворец. Почему? Потому что в своей жизни он смог достичь того счастья, о котором так тоскует душа каждого из нас. А в чем это счастье? Не в том, чтобы приобрести себе что-то, не в том, чтобы набить себе холодильник и не в том, чтобы стать очень уважаемым человеком среди своих друзей или коллег. А в том счастье, чтобы открыть себя и свою душу окружающим нас людям.

Это очень нелегко сделать. И каждый знает по своему опыту, что даже родных и близких людей, которые живут с нами в одной квартире, мы не умеем любить так, как хотели бы любить, не умеем прощать так, как хотели бы сами прощать.

Что же мы должны сделать для того, чтобы это, наконец, в нашей жизни случилось, чтоб прорвалось что-то в нашей душе? Мы должны последовать примеру святителя Николая. Он жил очень просто и не сделал в своей жизни чего-то великого, громогласного, а просто обращал внимание на тех, кто нуждается. Просто дарил свою помощь, свою поддержку тем, кто был в беде. Он просто был неравнодушным и это его неравнодушие с каждым добрым поступком все больше и больше открывало его душу и для Бога, и для окружающих людей. Также, как каждый наш грех все больше и больше закрывает нашу душу. Поэтому мы должны стараться хотя бы в чем-то подражать святителю Николаю, единственный смысл жизни которого был — жить ради других людей. Если встает перед нами выбор: сохранить свой комфорт и остаться в удовольствии либо чем-то пожертвовать для того, чтобы кому-то хоть капельку добра принести, будем выбирать второе. Вот в этом настоящая, нормальная жизнь! В этом призвание каждого человека, невзирая, христианин он или нет. Человек не может жить по-другому, потому что именно для этого он и создан. Если мы таким образом настроим свое сердце, если мы будем стараться прежде всего этого искать и к этому стремиться, тогда сердце наше по-настоящему откроется, и мы увидим вокруг себя то, чего раньше не замечали, людей, на которых раньше не обращали внимания. В нашем сердце появится больше внимания, заботы, оно будет становиться все более и более способным воспринять чужую боль и страдание.

Это не сразу получается, невозможно человеку измениться мгновенно. К этому надо идти долгие-долгие годы жизни. Подвиг святителя Николая в том и заключается, что он всю жизнь свою отдал людям.

Когда мы будем молиться этому великому святому, не будем чего-то требовать для себя, чего-то ожидать. Потому что, чего мы достойны в этой жизни?.. Попросим лучше у него самого скромного, самого смиренного дара: открыть нам наше сердце, иногда глухое и равнодушное. Попросим его разбить нашу горделивую самость. Попросим его научить нас, неразумных и безответственных, относиться к окружающим нас людям с большей любовью, с большим пониманием, с состраданием и сопереживанием. И он, как очень чуткий и очень скорослышащий святой, откликнется на нашу просьбу. Тогда по молитвам святителя Бог станет нам намного ближе и откроет путь в Царствие Небесное. Аминь.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго;

Радуйся, Плода безсмертнаго стяжание.

Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца;

радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.

Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот;

радуйся, трапезо, носящая обилие очищения.

Радуйся, яко рай пищный процветаеши;

радуйся, яко пристанище душам готовиши.

Радуйся, приятное молитвы кадило;

радуйся, всего мира очищение.

Радуйся, Божие к смертным благоволение;

радуйся, смертных к Богу дерзновение.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Кто носил во чреве ребенка, тот знает, что ребенок, находясь во чреве, уже начинает откликаться, чувствовать и сопереживать происходящему в жизни матери. Если звучит громкая, тревожная или неприятная музыка, ребенок, еще не зная ничего, уже реагирует, переживая, барахтаясь и выражая свое недовольство. И, наоборот, если что-то хорошее, приятное происходит в окружающей действительности, то ребенок также дает матери знать, что он чувствует и понимает происходящее вокруг. Такой же опыт, а, может, даже большей глубины, мы видим в эпизоде Святого Евангелия, когда святой пророк Креститель и Предтеча Иоанн, находясь во чреве своей матери Елисаветы, почувствовал, что она пришла в дом самой Божией Матери, Преблагословенной Девы Марии, во чреве Которой уже тоже находился Младенец — Христос. И, как пишет автор Великого акафиста в третьем икосе, младенец Иоанн Креститель сразу («абие»)  отреагировал на встречу с Божией Матерью. Автор акафиста говорит, что это его «игранье», то есть простые младенческие движения, уподоблялись благодарственным и хвалебным песням, обращенные к Матери Божией.

Святой Иоанн Предтеча в будущем станет величайшим из всех пророков, выразителем надежд и чаяний всех ветхозаветных людей, ожидавших Спасителя. Строки акафиста говорят, что он,будучи пророком еще во чреве, как бы уже произносит пророческое слово и называет Христа тем словом, которым называли Его часто пророки ­– Благословенной Отраслью, то есть ростком, веточкой, которая, как ожидали, надеялись и чаяли все люди, произрастет из древа израильского народа. Божия Матерь сравнивается с той веткой, на которой вырастет эта благословенная и всеми давно чаемая отрасль.

Далее автор развивает этот образ различными описаниями и хвалениями, обращенными к Божией Матери, но делает это так искусно, что для того, чтобы мы могли почувствовать его хвалебную песнь Божией Матери, нужен молитвенный опыт. Мы все знаем, что когда смотрим на хорошую картину вблизи, то видим перед собой множество мазков художника, из которых каждый ничего сам по себе не значит. Но если мы отойдем подальше и посмотрим на картину целиком, как на единый образ, то поймем, что каждый из мазков, сочетаясь с другими, образует цельную, красочную картину. Также в этом икосе: каждое из обращений к Божией Матери, начинающееся словами «Радуйся», представляет из себя некий штрих, который сочетаясь с другими, развивает и раскрывает один образ.

Икос представляет из себя цельную картину, изображающую то величие подвига, который совершила для нас Божия Матерь. Сначала Она называется отраслью, то есть веточкой, из которой произрос Христос. Далее автор акафиста говорит, что на этой веточке вырос Плод нашей жизни, без Которого мы не можем жить. Но потом следующая строка нам рисует то, что Господь не просто пассивный плод, но Он сам автор этого Плода, Он сам — Господь, Он сам — садовод, Он сам – земледелец, который и вырастил этот Плод. И Божия Матерь с каждым новым обращением к Ней для нас приобретает значение Той, которая взращивает, отдает, дарит нам этот Плод — для нашего спасения. Начиная от сравнения Ее с этой отраслью, автор акафиста говорит нам о том, что этот Плод принес нам очищение душ и благоволение Бога к нам.

Будем же, дорогие братья и сестры, каждое воскресенье, приходя в храм на Великий акафист, переживать каждый образ, который нарисован в этом акафисте словами, как то, что приближает нас к Божией Матери, как то, что делает Ее для нас близкой, понятной, родной, благодаря чему наши молитвы к Ней станут более глубокими, более чистыми и принесут нам большую пользу. Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение о богатом юноше.

14 декабря 2014 г.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на евангельское чтение об исцелении скорченной женщины.

7 декабря 2014 г.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Евангелие от Луки 13:10-17).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Далекие от Церкви люди обычно редко приходят в храм и видят церковную жизнь лишь с внешней стороны. По этой причине они зачастую судят преждевременно, говоря, что в церковной жизни всё уныло, безрадостно, а прихожане исполнены той же печалью.

Каждый, кто испытывал в своей душе радость обретения веры и встречи с Богом, может сказать таковым, что, напротив, жизнь верующего человека наполнена огромной, настоящей и подлинной радостью! И Священное Писание просто преисполнено свидетельств и призывов к тому, чтобы каждый из верующих людей действительно пережил в своей жизни и постоянно испытывал такую христианскую радость.

Об этом свидетельствует и евангельский отрывок, который мы читали сегодня. Простая женщина, которая страдала от тяжкого недуга целых восемнадцать лет: была скрючена и не могла нормально передвигаться, благодаря молитве и своей вере, благодаря тому, что она увидела во Христе своего Спасителя и Избавителя, неожиданно избавилась от своего недуга и, освободившись от него, почувствовала необыкновенную радость. И все окружающие люди, кроме лицемерных фарисеев, которые гордились тем, что они соблюдают закон и могли указывать всем, в том числе и Христу, как нужно его исполнять, все они, как свидетельствует Священное Писание, обрадовались «о всех славных, бывших от Господа».

И если мы почитаем апостольские послания, в частности, апостола Павла, мы убедимся, что христиане всегда призываются к радости. «Радуйтесь, — пишет апостол Павел, — и ещё раз молю вас – радуйтесь всегда о Господе». И в другом месте своих посланий он пишет: «Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, милосердие, воздержание…» На втором месте, сразу после любви, стоит радость, как обязательный признак и критерий верующего человека. Если в нашем сердце нет этой радости духовной, значит, нет у нас плодов духовной жизни. И Сам Господь говорит, обращаясь к каждому из верующих в Него: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на небесех».

«Всегда радуйтесь», — пишет апостол Павел, и такой призыв к постоянной радости может показаться странным, ведь все мы привыкли, что какие-то хорошие или счастливые события в нашей жизни приносят душе радость, и, напротив, если мы претерпеваем что-то горестное или трагичное, то радость сразу же теряется и в душу вселяются уныние, расстройство, горечь. То есть мы привыкли к тому, что наше духовное состояние, духовное настроение зависит от обстоятельств нашей жизни. Узнали мы, что выиграли в лотерею миллион — обрадовались. Узнали вслед за тем, что это ошибка — сразу же огорчились.

Но христиане призываются к другому, более мудрому и глубокому отношению к своей жизни. Не к тому, чтобы зависеть от окружающих обстоятельств и быть некоей щепкой, которую мотает на волнах туда-сюда, а к тому, чтобы самому быть хозяином своей жизни, чтобы владеть своим внутренним состоянием, отношением ко всему происходящему вокруг. Мы можем убедиться в этом на простом примере. Когда мы встречаем человека, с которым дружны и которого давно не видели, то чувствуем в сердце радость: мы готовы его обнять, расцеловать, поприветствовать хорошими словами. И наоборот, если встречаем человека, на которого обижены, или который невольно принес нам какие-то огорчения или разочарования, мы, даже не показывая ему этого в силу своей воспитанности, всё равно испытываем в сердце огорчение, боль или раздраженное чувство. А если мы со временем обижаемся на все большее число людей, а тех, которые могут принести нам радость, при этом становится все меньше, то получается, что у нас остается всё меньше поводов для радости. Обиделись на одного, второго, третьего человека — и всё. Мы сами убиваем свою радость! Казалось бы, парадокс: человек стремится к радости, мечтает, чтобы в его жизни ее было больше, а в то же самое время своими словами, своими обидами, злым отношением к окружающим лишает себя ее.

Убивает радость также и грех. Самый обычный, распространенный в народной среде метод выйти из состояния уныния, горести: «Выпей!» Но все мы знаем, что алкоголь после кратковременной эйфории, которую он приносит, вслед за собой оставляет куда большее разочарование, куда большее уныние и опустошение в душе человеческой. И большинство самоубийств происходит именно в состоянии алкогольного опьянения. Именно поэтому грех пьянства, грех склонности к алкоголю не приносит душе человека радость, а наоборот, вселяет в неё ещё большее уныние и опустошение.

Ропот также враг радости. Мы часто жалуемся, как нам в жизни тяжко, жалуемся на Бога, Который не приносит в нашу жизнь те или иные блага, на которые мы рассчитываем, жалуемся на людей, начиная от Президента и заканчивая нашими соседями. Постоянно в душе испытываем недовольство и раздражение по отношению ко всем, складывая свою вину на других, и от этого в нашей жизни вообще исчезает повод для радости. Потому что окружают нас именно эти соседи, на которых мы обижаемся, именно эти наши близкие, супруги, дети, на которых мы постоянно ворчим и по отношению к которым испытываем недовольство. Никто нам не даст других близких, другое начальство и другое правительство! Только мы сами можем, преодолев свою обиженность и свое вечное недовольство и озлобление, сотворить что-то хорошее в этой жизни. Прийти на помощь соседу, когда ему будет плохо, и обрести в его лице искреннего друга вместо врага; помочь своим близким, когда видим, что они одиноки или в чём-то нуждаются, выйти к ним навстречу. И тогда вместо озлобления, ропота и недовольства поселится теплое, хорошее отношение к нашим ближним.

Но для того, чтобы сердце наше и отношение к миру изменились, необходимо покаяние. Часто говорят, что христиане отнимают у себя радости жизни: нельзя им есть то, пить это, нельзя делать что-то. Но покаяние, напротив, освобождает нас от всего, что убивает радость. Оно уберегает от грехов, открывает наше сердце.

Покаяние открывает в нас гораздо более широкое видение этого мира. Если мы в своем недовольстве жизнью видим только её кусочек, только окружающую нас действительность и ничего более, то мы в этой клетке и будем находиться всю свою жизнь, выражая недовольство всеми и всем. Но если мы покаянием очистим своё сердце, то увидим, что вокруг нас есть не только окружающие нас обстоятельства. Над нами есть Господь, а рядом с нами – святые. Рядом с нами есть и наши близкие, которые хотят нам добра: живые и те, которые уже ушли в мир вечный — они тоже смотрят на нас. Мы не видим ни Господа, ни святых, ни наших усопших близких, но они видят нас. И мы, может быть, не видим ту радость, которую Господь приготовил для нас в Царствии Небесном, но мы знаем о ней. Для нас эта радость реальна, потому что мы поверили Христу, потому что мы увидели Его воскресение нашими духовными очами, потому что в нашей жизни есть Христос воскресший. Значит, и есть смысл в этой жизни, даже с её трагическими, может быть, обстоятельствами, с её лишениями и скорбями, с её трагедиями, которые приносят нам пользу, очищают, пробивают броню нашего эгоизма, нашей самодостаточности, чтобы нам открыться Богу, миру и людям, и тогда испытать подлинную, непреходящую и всегдашнюю радость о Боге.

Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева.

30 ноября 2014 г.

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Евангелие от Луки 12:16-21).

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня в евангельском чтении мы слышали известное повествование о человеке, у которого в один год выдался настолько большой урожай, что не вмещался в житницы, то есть хранилища для зерна. Тогда этот человек решил построить ещё большие житницы и, когда весь урожай был собран, сказал самому себе, что теперь хлеба ему хватит на долгие годы, а душе своей: «Покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь ответил ему: «Безумец! В эту же ночь возьмут у тебя душу твою». И человек, который рассчитывал на то, что впереди его ждут долгие годы благоденствия и что ему больше не нужно беспокоиться о хлебе насущном, лишился жизни в ту же ночь.

Казалось бы, мы прилагаем усилия для того, чтобы не оказаться в состоянии такого безумия. Мы хотя бы говорим себе, что не в деньгах счастье. Мы убеждаем себя в том, что наша душа должна жить, полагая цель и смысл в чём-то высоком, и считаем, что мы не такие материалисты, как многие люди вокруг нас. Но только ли в деньгах полагает иногда человек своё богатство? Очень часто закрадывается в душу опасное искушение, когда мы начинаем ценить что-то, что также, как деньги, быстро заканчивается, и тогда оказываемся на месте безумца из прочитанного евангельского отрывка. Например, мы очень ценим авторитет и уважение со стороны окружающих нас людей и для того, чтобы добиться даже очень легковесного уважения или быть в центре внимания, пускаемся на крайние средства. Иногда человек даже надевает на себя маску общего шута или маску циника, который относится ко всем высокомерно, осуждая, высмеивая и издеваясь над всем, что для других ценно. Но такая легковесная слава очень быстро проходит. Если у человека действительно что-то случается в жизни, и он оказывается в какой-то проблеме, те друзья, которые так легко и весело с ним смеялись и проводили время в забавах, на поверку, бывает, оказываются предателями. Потому что вместе веселиться и смеяться над чем-то очень легко. Но что-то реальное сделать и помочь человеку, когда ему трудно, когда ему одиноко, когда он находится в очень тягостном положении, для этого требуется труд души, на который такие люди зачастую не готовы. И тогда человек теряет это богатство, оказывается один. Ведь часто люди, надевающие такие маски, внутри оказываются очень одиноки. И к ним также обращён голос Божий: «Безумец! В чём ты полагаешь своё богатство?»

Случаются и другие ситуации, когда мы полагаем богатство в наших талантах, в физической красоте или привлекательности, в способности привлекать внимание ближних. Талантов может быть много, но искушение одно — быть в этом самодостаточным. В этом случае мы присваиваем себе то, что дано нам Богом. Господь при рождении даёт каждому из нас здоровье, милую внешность, способность быть приятным в общении, завоёвывать симпатии и благожелательное расположение окружающих. Но не для того, чтобы мы всё это присвоили себе и пользовались в своих целях, нет! Это всё Господь даёт нам только для того, чтобы мы могли создать хорошую семью, могли оказать помощь нуждающимся людям, принести в чью-то душу частичку радости и света. И к этому человеку тоже обращён голос Божий: «Безумец!» Почему ты рассчитываешь на то, что твоя красота, твои физические силы, твои таланты продлятся всю жизнь? Красота человеческая увядает, и тот человек, который в молодости пользуется бешенной популярностью среди лиц противоположного пола, через десять лет уже не сможет так покорять сердца, потому что не останется у него этого богатства.

Следовательно, мы должны не в этих скоропреходящих земных богатствах находить своё сердце. Может случиться так, что в одну ночь мы лишимся и здоровья, и материального благосостояния, и друзей. Мы лишимся всего, но, может быть, в это время Господь, как никогда, окажется близко. Избавившись от своей толстокожести, от своей непробиваемости, от своего эгоизма и инертности, мы, наконец-то, откроем свою душу Богу. Именно поэтому святые отцы, подвижники, монахи скорбели, когда в их жизни всё шло хорошо. Когда не было у них какой-то трудности, они взывали к Богу: «Боже мой, почему ты меня оставил?..» То, что для нас служит источником самодовольства, в них вызывало скорбь. Они чётко и ясно своим духом понимали, насколько губительно для души человеческой самоуспокоение, насколько трагично бывает видеть человека, у которого, казалось бы, в этой жизни всё есть, но душа которого мертвеет день от дня. Потому что уже неспособна из-за своей самодостаточности увидеть беду окружающих нас людей. Неспособна проникнуть сердцем в молитву, неспособна порадоваться чужой радости, неспособна сострадать чужому горю. Вот что приносит горделивая самодостаточность, самоуспокоение! И если мы считаем себя христианами и хоть капельку верим в Бога, то не должны ни на один день нашей жизни самоуспокаиваться и говорить, что всё у нас хорошо. Если посмотреть внимательно через Евангелие в свою душу, в своё сердце, то мы увидим многое, что можно сделать для того, чтобы исполнить призыв Божий: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть».

Будем же, братья и сестры, смиренно и с благодарностью Богу проживать каждый день нашей жизни, не самоуспокаиваясь, но постоянно понуждая себя ко всё большему и большему духовному росту. Тогда Господь откроется нам, и молитва станет живой и действенной, тогда милость Божия всегда будет с нами. Аминь.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

20 ноября 2014 г.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались в храме, чтобы почтить и прославить святых ангелов Божиих. Сегодня Собор Архистратига Божия Михаила, когда Церковь торжественно празднует память всех святых бесплотных ангелов, во главе которых стоит Архистратиг Божий Михаил.

Действительно, каждый из нас и любой человек мире имеет все основания для того, чтобы почитать и прославлять ангелов. Эти духи наделены почти совершенной природой. Все мы знаем, насколько ангелы превосходят нас по своим качествам. Они, как духовные существа, могут передвигаться в пространстве, исполняя Божии поручения с быстротой, непостижимой человеческому разуму. Они также сотворены Богом, но во многом отличаются от нас. Ангелы не имеют тела, а те образы, которые они принимают и которые описаны в Священном Писании, давались по мере того, как люди были способны их воспринимать. Но на самом деле их природа для нашего разума непостижима.

Мы знаем, что ангелы, устоявшие в добре, теперь находятся рядом с Богом – они святы, и непрестанно прославляют и восхваляют Его своими ангельскими песнопениями. Они почти совершенны, но, конечно, не как Господь, потому что ограничены в своей тварной природе.

Для чего Господь дал нам эту возможность прославлять их? Не для того только, чтобы мы поражались и удивлялись нравственной чистоте и непорочности святых ангелов. Да, они для нас являются образцом: в этой жизни на пути к святости человек стремится стать земным ангелом. Господь открывает нам знание об ангелах, чтобы мы поразились удивительному факту – ведь Господь пришёл на Землю не для того, чтобы спасти ангелов, а для того, чтобы спасти людей, и Он стал не Богоангелом, а Богочеловеком. Он пришёл к нашей, человеческой, падшей природе, чтобы из глубин ада возвести её на Небо, для того, чтобы каждый из нас не просто вернул своё достоинство, потерянное некогда нашим праотцем Адамом, а чтобы человек стал выше ангелов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человека, который был когда-то ниже камней, Господь поставил выше всех ангельских чинов.

Мы все почитаем Пресвятую Богородицу, как честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, хотя она, как мы, была человеком. А достойны ли этого мы? Посмотрим на себя и на свою жизнь: стремимся ли мы оправдать такое доверие Божие, это высочайшее призвание быть человеком? Господь смотрит на нас с надеждой, что, даже обладая падшей природой, мы способны стать выше ангелов, если приложим хоть какие-то усилия, и преодолеем свою косность, лень, расслабление, устремимся к Богу. Ведь Господь хочет прийти к нам, хочет с нами встретиться. Он хочет войти в нас, в нашу жизнь, в наше сердце. Для Бога мы с вами ближе и роднее ангелов, поэтому для нас прославление ангелов – ещё один повод вспомнить о милости Божией именно к нам, людям, и проявить с большей благодарностью и благоговением свою любовь к Нему.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на притчу о милосердном самарянине.

23 ноября 2014 г.

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?  Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.  Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». (Евангелие от Луки 10:25-37)

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний воскресный день мы вновь слышали притчу Христа Спасителя о милосердном самарянине. И каждый раз, когда мы прочитываем в Святом Евангелии или слышим в храме эту притчу, наше сердце, конечно, преклоняется перед этим самарянином и исполняется к нему глубокое уважение. Он не был из избранного еврейского народа , не знал закона, не ведал Бога так, как ведали Его евреи. Но его сердце, доброе, милосердное и сострадательное, помогло ему стать к Богу ближе, чем те, которые, казалось бы, должны были не только сами исполнить закон о любви к ближнему, но и других научить ему.

В наших сердцах мы, конечно же, испытываем почтение и уважение к людям, которые творят добро по отношению к ближним, занимаются социальной деятельностью, пекутся о малоимущих и несчастных. Но часто ли мы задаем себе вопрос: «Почему в нашей жизни так мало этого добра: добрых поступков, попечения о несчастных и обездоленных? Почему мы с таким трудом подвигаемся к тому, чтобы сделать хоть какой-нибудь добрый и милосердный поступок?» Возможно, это случается в силу того, что наша падшая человеческая природа более склонна что-то присваивать себе, нежели делиться. В одной из Своих бесед Господь сказал ученикам фразу, которая не сохранилась в Святом Евангелии, но которую донесли до нас Деяния апостолов. Господь поведал нам следующий духовный закон: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20,35). Конечно, если наша жизнь нацелена на приобретение каких-то необходимых благ для себя, а также сверхнеобходимых, чтобы покомфортнее, поудобнее, позажиточнее устроиться в этой жизни, то рано или поздно мы приобретем всё: и квартиру, и машину, и приличную работу, и благосостояние. Все это у нас будет, если мы потратим свою жизнь на это. Но! Если мы будем заботиться только лишь об этом, мы многое и потеряем.

Часто бывают такие ситуации, когда у людей, казалось бы, все есть: и работа, и денежный достаток, и приличная семья. Все цели, казалось бы, достигнуты, человек все себе приобрел, но при этом душа его тоскует и мучается, ощущая, что в этой жизни она прошла мимо чего-то важного, драгоценного, мимо чего-то очень нужного каждому, подобно, как прошли мимо священник и левит из только что прочитанной притчи. И тогда все стремления разбиваются о жизненный тупик, а за пределами этой жизни остается что-то очень важное, чего уже не вернуть, то, на что могли быть потрачены драгоценные молодые годы, когда было много энергии, сил и желания. И тогда, если человек не приходит к покаянию, он впадает в жуткое уныние, в темную депрессию, потому что не видит ради чего еще ему стоит жить.

Выходом для человека в таком состоянии как раз и может стать упомянутый Божий закон: «Блаженнее давать, нежели брать». Казалось бы, ты лишаешься чего-то, когда отдаешь: каких-то денежных средств, уюта, достатка, комфорта в этой жизни, встречаешься с трудностями, но при этом приобретаешь намного большее богатство. И мы слышали о том, что приобрел милосердный самарянин в этой притче. Что он приобрел? Ближнего. Он поделился частью своей жизни с несчастным, обездоленным человеком, обкраденным и чуть не убитым. Да, он лишился чего-то материального, но приобрел гораздо большее — его сердце стало вместительнее, стало намного шире. И в этом он нашел для себя призвание и цель жизни, стал намного счастливее, потому что в это открытое сердце смог теперь войти Господь.

А в наше сердце: скудное, жадное и от всех закрытое, не может войти Господь, потому что Ему там тесно. Мы готовы ради каких-то материальных благ порвать отношения даже с самыми родными людьми. Не задумываясь втаптываем в грязь самое ценное и нужное нам — наши взаимоотношения с близкими, соседями, коллегами по работе. То, что уже, может быть, никогда не вернешь — мы это меняем на то, что исчезнет, разрушится, на то, что проестся и потратится. Вечное мы размениваем на временное и скоропреходящее, оставаясь, в конце концов, бедными и обездоленными. И от этого страдает наша душа — от того, что она не научилась открывать себя для других людей.

Но никто не может помочь одинокой душе такого человека, потому что клетка, в которую он сам себя заключил, закрыта изнутри. Только если мы сами откроем ее, в нее смогут войти и Господь, и любовь другого человека. Мы сами увидим вокруг себя намного больше хороших, интересных, добрых, замечательных людей, которых мы не замечаем, когда наше сердце закрыто. Открыв его, почувствовав в нем сострадание и сопереживание за окружающих нас людей, мы перестанем относиться к ним с такой требовательностью, осуждением и раздражением, с какими относимся сейчас. Открыв сердце, мы ступим на первую ступень той лестницы, того пути, к которому Господь призывает нас и который называется любовью.

Да поможет нам в этом Господь по молитвам Его Пречистой Матери. Аминь!

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева.

16 ноября 2014 г.

«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем». (Евангелие от Луки 8:41-56)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие братья и сёстры! Сегодня мы слышали евангельское повествование об удивительном чуде, которое Господь сотворил во время Своей земной жизни. Был некий градоначальник по имени Иаир, у которого смертельно заболела дочь. Многим из нас известно то волнение и переживания, когда ребёнок тяжело болеет, а ты, не находя себе места, ищешь любые способы, чтобы хоть как-то помочь. Этот градоначальник оказался как раз в такой ситуации, только он знал, что ему помогут скорее не лекарства и не врачи, а сам Господь, Который пришёл на землю и творит такие чудеса. Иаир верил, что Иисус Христос придёт и пошлёт небесное благословение, чтобы дочь его исцелилась, и вера его была очень сильной.

Но Христа окружали тысячи людей, и Он, идя пешком, не мог поспешить к ней, хотя она находилась уже на грани смерти. В этой толпе каждый хотел получить для себя небесную помощь. Была там и одна женщина, которая много лет страдала кровотечением, и не могла найти никакого средства от своей болезни. Она истратила все свои деньги на врачей, на лекарства, но ничто ей не помогло, и тогда она, также, как Иаир, увидела надежду в Господе. Подойдя к толпе, она поняла, что из-за многолюдства не сможет обратиться к Нему напрямую, как градоначальник Иаир, обладающий положением в обществе, ведь она была простой женщиной. Тогда она сказала: «Я хотя бы прикоснусь к краю Его одежды и, верю, что даже это прикосновение мне поможет». И как только прикоснулась, сразу почувствовала, что болезнь её прекратилась.

Её страдания и мучения продолжались многие годы. В то время кровотечение, особенно у женщины, невозможно было скрыть, как в сегодняшние дни. Все люди знали о её болезни и с позором отовсюду выгоняли, потому что кровь у евреев считалась нечистой. Презираема за свою болезнь, она была изгнана из людского общества. И можно только представить, какая радость охватила её, когда она увидела, что её страдания закончились!

Господь же почувствовал это. Он, всевидящий и знающий любое наше движение сердца, любую мысль, увидел не то, что она получила исцеление, а увидел веру этой женщины. Он сказал своим ученикам: «Я почувствовал, что кто-то прикоснулся ко Мне», и ученики в недоумении и страхе говорят: «Люди теснят Тебя, и многие прикасаются к Тебе, тысячи касаются Тебя». А Он говорил именно об этом прикосновении веры. Тогда женщина, видя, что говорят о ней, подошла в покаянии и сказала: «Да, это я прикоснулась к Тебе, Господи». Господь ответил ей утешающими, дающими силы словами: «Иди, дочь, вера твоя спасла тебя».

Господь пошел дальше и пока шёл в дом Иаира, дочь его умерла. Все в этом доме уже плакали от горя, но Господь посылает весть: «Не бойся, только веруй». И когда Он пришёл и увидел плачущих вокруг бездыханного тела этой девочки, то выгнал всех, оставив только самых ближайших – своих учеников и ее родителей. Одно Его слово «восстани» воскресило девочку, и, чтобы все убедились, что она жива и здорова, он по-человечески просто говорит: «Дайте ей есть».

Сегодняшнее евангельское чтение нам большой урок: насколько сильна наша вера. Приходя в храм, мы не просто прикасаемся к краю одежд Спасителя, мы встречаемся с Ним Самим. Сам Господь приходит к нам в Теле и Крови Христовой. Он даёт причащающимся не просто прикоснуться к Себе, а даёт им всего Себя. Однако наша вера настолько слаба, что мы, не то чтобы не стремимся, а даже иногда стараемся лукаво оправдаться, что мы не готовы, а значит, откладываем Причастие на потом. А иной раз, даже если мы приготовимся и причастимся, наши житейские дела, суета или греховные привычки крадут у нас это чувство встречи с Богом.

Жил такой святой – Симеон Новый Богослов. И однажды, причастившись Святых Христовых Тайн, он вошёл в свою келью, сел и сказал: «Теперь я не могу жить так, как жил раньше, потому что Господь весь во мне. Он в каждом члене моего тела, как я смогу жить так достойно, чтобы Господь сохранился во мне, чтоб эта святыня осталась во мне?»

Следует задать вопрос: «Что мы можем сделать?» Ответ: «Устремиться всем сердцем в храм, чтобы воспользоваться той спасительной ниточкой, которую Господь нам даёт». Он вытаскивает нас из суеты жизни, в которой нет просвета. Следует понимать, что в этом погибающем мире наша жизнь постепенно заканчивается, и лишь Господь способен протянуть руку и вытащить нас, подобно тому, как Он протянул руку дочери Иаира, и сказал: «Встань». Эти слова обращены и к нам: «Встань, перестань быть бесчувственным, мёртвым, равнодушным, самодостаточным». Мы должны воскреснуть, прежде всего духовно, увидеть, что вокруг нас есть множество вещей, которым можно радоваться, как радуется маленький ребёнок, ещё чистый душой. Выйти на улицу и ощутить, как прекрасна природа и всё вокруг, поблагодарить Бога за это, за своих родных, детей, близких, супруга, какими бы они ни были, даже несмотря на недостатки, которые могут раздражать и обижать. Поблагодарите Бога за здоровье, ведь даже несмотря на наши болезни, многие пришли сегодня в храм своими ногами. Да, это уже повод для нашей благодарности. Поблагодарите за людей, которых посылает нам Господь, ведь благодаря им, мы духовно возрастаем, становимся внутренне богаче. И когда мы вот так откроем своё сердце Богу, поблагодарим Его за всё, тогда наша жизнь сразу приобретёт другое измерение: в ней станет больше света, и мы, как дочь Иаира, воскреснем для жизни новой – духовной; тогда каждый день нашей жизни, каким бы обыденным он ни был, окрасится для нас новыми красками, в самых обычных вещах мы увидим руку Божию, которая нас ведёт и защищает, сохраняет и подсказывает; тогда мы воскликнем: «Как удивительно, как поразительно и радостно ощущать то, что я не один, что со мной рядом невидимо стоит Господь, сохраняя и вытаскивая порой из самых затруднительных ситуаций». Вот это и есть вера – когда мы можем прикоснуться хотя бы к краю одежд Божиих и почувствовать, что Господь рядом и готов послать исцеление нашей больной душе. Так пусть Господь по Своей милости даст нам такую веру!